Сплетение терпения и вдохновения

Светлана МАЛЯВСКАЯ
08.11.2019 14:52
Что рождается под звон коклюшек?.

    Перевить, сплести, перевить, сплести… Строптивые коклюшки норовят выскользнуть из рук. Спина наливается свинцом от напряжения…

    - Ниточки натягивайте потуже, чтобы «плетешок» получился ровненьким, - советуют мне.

    Первый раз пробую плести вологодское кружево. Сколько об этом мечтала, но случай представился недавно на конференции «Развитие народных традиций Калужской области» - мастер-класс давали Галина Овсянникова из Малоярославца и Елена Дряблова из села Трубина Жуковского района.

    Когда рассматриваешь кружевное узорочье, кажется, что рождается оно из невероятно сложной комбинации узелков, петель и тому подобного. Диву даешься – как кружевницы умудряются не запутаться в нитках! Только гроздья коклюшек послушно звенят в руках.

    - Это только на первый взгляд сложно. На деле все плетение кружева состоит из двух приемов: перевить и сплести, - объясняет Галина Николаевна. – Коклюшки всегда навешиваются парами. Перевить – справа налево перекладываем коклюшки в паре, сплести – внутреннюю пару слева направо. Для закрепления ставим булавочку. Как видите, никаких узлов нет. Продолжаем наш «плетешок». Помимо него, есть еще три вида элементов: насновка, полотнянка, сетка.

девочки.jpg

   Ну, а такое мне не повторить – три коклюшки зажаты в одной руке, нити натянуты, а четвертая ходит между ними, как уток. И вот появляется насновка - «листочек», «семечко». Елена Михайловна показывает, как учила ее выполнять замечательная мастерица Валентина Георгиевна Кунташова. Случай свел их в Смоленске, куда Елена Дряблова приехала представлять народное творчество нашей области. С тех пор заболела она вологодским кружевом.

    А у Галины Николаевны связь с этим промыслом, можно сказать, генетическая – мама и папа родом из Вологодской области. Всю жизнь она хотела научиться плести знаменитое кружево. Учителей нашла на Калужской земле. Это были Софья Васильевна Ядовина и Антонина Ивановна Осипова. Одну из работ Антонины Ивановны – ажурную кружевную косынку - она привезла в Калугу. От этой вещи взгляд оторвать невозможно.

    На блестящей от булавок рабочей подушке сколок – схема будущего изделия. Тысячи раз надо переложить коклюшки, пока он не превратится в морозную красоту. Плетут в основном из льняных ниток, но в дело идет и хлопок, и шелк, и даже люрекс. Кстати, первое известное российское кружево было «золотным» - из тончайших золотых и серебряных нитей. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 году князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но только в Петровскую эпоху кружево получило широкое распространение. Ученые считают, что кружевоплетение как вид рукоделия берет свое начало во Фландрии, Европе и Италии, откуда его и завезли в Россию иностранные купцы. Сейчас, в эпоху роботизированных линий, в продаже масса кружев машинного производства, но ручное, коклюшечное остается высшим пилотажем.

    Важнее всего, по мнению моих новых знакомых, сохранить традицию уникального народного промысла. И Галина Овсянникова, и Елена Дряблова обучают навыкам кружевоплетения начинающих мастериц. Галина Николаевна заведует отделом народного творчества в Центре культуры и туризма Малоярославецкого района, руководит клубом рукодельниц, у Елены Михайловны в трубинском сельском Доме культуры детское творческое объединение «Кружевница».

    Перед очарованием вологодского кружева устоять сложно. Оно покоряет и юных, и пожилых. К примеру, у Галины Овсянниковой самой младшей ученице было 6 лет, а самой старшей – за 70! Удивлялся сноровке юных кружевниц из Трубина даже губернатор. Рукоделие это требует терпения, собранности и… большого количества времени. Но когда все это переплетается с вдохновением, на свет появляется то, что никакими словесными кружевами не опишешь.

    Пришло время мне завершать свой «плетешок» и уступать место за подушкой новой участнице мастер-класса. И снова звучит уже знакомое: перевить, сплести, перевить, сплести…

20191024_102914111.png
    Как промысел вологодское кружевоплетение появилось в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе».

    В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой», или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.

    www.booksite.ru

Фото: Светлана МАЛЯВСКАЯ и архив Трубинского СДК.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика