Ирина Сизова окончила ДШИ № 3 Калуги. Затем последовало обучение в Московской школе художественных ремесел. Высшее образование получила в педагогическом университете им. М. А. Шолохова, поступив на отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Филиал учебного заведения находится в Сергиевом Посаде, откуда несколько веков назад началось распространение матрешки по территории Российской империи, что заинтересовало молодого мастера. Помимо педагогической деятельности процесс росписи матрешки стал для Ирины призванием. К сегодняшнему дню такого опыта работы набежало около двух десятков лет.
«Великий и ужасный» с самоваром
– Когда получила необычный заказ, в голову пришла интересная мысль: я решила сделать портреты в виде шаржей. Конечно, хотелось показать что-то наше, национальное, российское – так родился образ Оззи Осборна с самоваром. И… в платочке, – улыбается моя собеседница.Каждому из четырех участников группы был изготовлен набор матрешек. Первая игрушка оформлена в стиле традиционной росписи с видами
Кремля, Исакиевского собора, русской тройки. А внутри сюрприз от автора – изображение певца, для которого данный набор предназначался.
Так «великий и ужасный» появился в четырех ипостасях: помимо милой старушки с самоваром в руках и в круглых осборновских очках солист стал… русским богатырем, ковбоем и даже пиратом. Вручение матрешек состоялось на одном из концертов летом 2018 года (это был мировой тур, которым Осборн отмечал пятидесятилетие карьеры, концерты проходили в Москве и в северной столице). Работу калужанки оценили по достоинству! Стоит сказать, что подобная история была с еще одним корифеем рок-музыки – группой Kiss. Ирина также рисовала матрешек с изображением знаменитой «банды» из Нью-Йорка, игравшей музыку в стиле глэм-рок и хард-рок.
Из прошлого в современность
Мастерица дает возможность посмотреть на народную куклу другими глазами. Матрешки в исполнении Ирины очень необычны – на их фартучках нарисованы настоящие картины.Каждая игрушка из коллекции имеет свой наряд и рисунок на переднике, так под кистью художницы появляются веселые народные хороводы, волшебный сказочный мир. Он срисован с иллюстраций детских книг, в первую очередь сказок Пушкина, очарование Калуги в старинных архитектурных сооружениях – Каменный мост, палаты Коробовых, комплекс Гостиных рядов. Нашла здесь воплощение и космическая тема.
Вообще в сочетании с затейливой вязью орнаментов это выглядит очень цельно и празднично. По словам автора, на создание таких реалистичных картин повлияло обучение в Московской школе художественных ремесел, где во главу угла ставили реализм.
– Калужские памятники настолько красивы, настолько ажурны, что хочется отобразить их в своих работах, – признается моя собеседница.
Та русскость, которую хранят матрешки, будто разлита в воздухе. Ирина родилась и воспитывалась в творческой семье: ее отец, как и тетя, от природы обладали даром рисования. Проживая в небольшой деревне Юхновского района, профессионального образования художники-самоучки не получили, рисовали, основываясь на тех базовых знаниях, которые дала сельская школа, но при этом на бумаге появлялись замечательные картины. Талант передался и Ирине, вылившись в такое творчество, как роспись игрушки.
– С детства мне нравилось рисовать лица и архитектурные пейзажи, может быть, это повлияло на мой выбор в дальнейшем, – рассказывает Ирина. – Поступив в педагогический университет имени Шолохова, филиал которого располагается в Сергиевом Посаде, я посещала местные музеи, знакомилась с людьми, которые расписывали матрешек. И знаете, я этим прониклась, ведь Сергиев Посад славится тем, что является колыбелью матрешечной росписи.
Оказывается, в простой деревянной кукле, которая хранит в себе себе подобных, есть простор для полета фантазии. Над каждой серией своих красавиц Ирина колдует достаточно долго, работа может занять от трех месяцев до нескольких лет. Все идет от вдохновения – необходимо полностью прочувствовать тему.
– Когда занимаешься росписью, так много души в это вкладываешь, что думать в тот момент больше ни о чем не можешь, – делится мастер. Здесь нужна полная концентрация, ты полностью предоставлен тому образу, который возник в твоих мыслях.
Иногда она не знает, каким будет новое ее творение, с каким рисунком, в каком цвете исполнено, еще не сложился образ. Но стоит деревянную заготовку взять в руки, приходит понимание, какой должна быть эта девочка-кукла, как надо украсить ее наряд – она будто сама ведет художника.
Фото автора и из архива Ирины Сизовой.