Разные лица домов

Наталья ЛУГОВАЯ
30.10.2020 12:21
Калужский мастер Юрий ФЕТИСОВ продолжает и развивает традиции изготовления наличников.

    Кирпич, бетон, сайдинг… Чем более однотипными становятся дома, тем больше людям не хватает тепла и уюта, тем больше ценится ручная работа. Оказывается, что и сегодня есть художники, умеющие изобразить на бумаге «деревянные кружева», и мастера, «плетущие» эти кружева с помощью электрического лобзика.

   Одна во всей вселенной…

    – Почему дерево? Во-первых, интересно, – улыбается Юрий Фетисов. – Один запах чего стоит, когда оно из-под пилы выходит. А почему резьба… Тщеславие, наверное. Хочется что-то особенное сделать, что ещё никто не видел и не делал.

    О своём прошлом Юрий Васильевич говорит скупо и неохотно. Юрист по образованию. Офицер в отставке. Носил погоны в своё время. Коренной калужанин, правда, почти двадцать лет прожил в Курске, откуда родом жена. Овдовев, вернулся в Калугу.

     Сегодня его пристанище – небольшой дачный домик. Сказать точнее – совсем маленький. Зато рядом, в сарае, расположилась мастерская, где творятся настоящие чудеса: как в театре теней, на резных фронтонах и наличниках плывут в камышах утки, волк гонится за кабаном, переплетаются цветы и листья…

    Сказочным растениям и героям тесно в мастерской, и они разбегаются по маленькому участку: озорные ящерки гонятся друг за другом по дверному косяку, через незаметную в траве речку перекинулся резной мостик, и даже вход в конуру здешнего охранника, собаки Чары, украшен деревянными виньетками.

    Резьбой по дереву Юрий Васильевич всерьёз занялся лет восемь назад. Ему и в юности это нравилось, а тут и время появилось, и место под мастерскую.

    – Сначала мелочовки вырезал, – рассказывает он. – Потом знакомые, увидев, начали спрашивать: «А вот это можешь? А вот то?» Ну а что, думаю, – слабо, что ли?

    Появились заказы, а со временем – и постоянные заказчики. Чаще, конечно, деревянной резьбой стремятся украсить частные дома или дачи: кому наличники нужны, кому фронтон, кому решётка на радиатор отопления, кто хочет использовать резьбу для визуального разграничения пространства...
Сначала был раппорт

    Однако творит Юрий Фетисов не один. Сказать точнее, его работа – вторична. Сначала должен появиться рисунок, который потом воплотится в деревянном узоре. Автор этих рисунков – художница Светлана Петровна, человек не публичный, поэтому упоминать свою фамилию отказалась.

    – Я-то что – ремесленник-кустарь, – поясняет Юрий Васильевич. – А она – настоящий художник. Вы посмотрите: ну кто сейчас таких уточек нарисует? А этот вот виноград… А главное – она чувствует дерево, специфику работы понимает.

    Воплощённые в деревянном кружеве рисунки Светланы Петровны сказочно-эпичны: уточки будто сейчас качались в камышах на страницах детской книги про Гадкого утёнка, совы встречались в каком-то мультфильме, а виноградная лоза – та самая, за которой тянется лиса из басни Крылова.

    – Волка, который гонится за кабаном, она придумала для человека, чей дом около самого леса стоит, – рассказывает мастер. – А для заказчика по имени Лев, попросившего придумать что-то необычное и оригинальное, она нарисовала вот эти орнаменты и розетки со львами…

    Однако задача художницы не просто «увидеть» сюжет и воплотить его на бумаге, она должна создать раппорт – базовый элемент орнамента, который резчик сможет ритмически повторять в своей работе. Мало того, элементы должны соединяться друг с другом как минимум в трёх местах, чтобы композиция была прочной.

    Перенести их на деревянную основу, объединить в композицию и вырезать – уже дело мастера. И дело непростое: в поисках нужного алгоритма работы заготовки могут дать трещину.

    – Эскизы у Светланы сложные, – признаётся Юрий Васильевич. – Пока делаю, ох и ругаюсь порой. Но уж когда вижу, что всё получилось, просто душа поёт. Мастера по дереву уверяли меня, что вот этот орнамент с виноградной лозой невозможно вырезать электролобзиком. Но я же вырезал!

   Единственный и неповторимый

    Сегодня модно погружаться в суть и ловить уходящее мгновение. Исследователи старины собирают подробные сведения об орнаментах наличников разных губерний и волостей, изучают значения символов, оставленных мастерами прошлого. Когда-то Юрий Фетисов тоже этим увлекался. Однако на просьбы повторить какой-либо символ всегда отвечал отказом.

    – Это всё суеверие, – считает он. – Если человек придаёт большое значение символам, не дай бог чуть не так сделать, не под тем углом вырезать – будут потом упрёки, что из-за этого у него что-то там не заладилось. Нет, это не для меня.

    Своё предназначение мастер видит в развитии ремесла, а точнее – искусства. Развивать в его понимании – значит двигаться вперёд и пытаться воплотить то, что ещё никому не удавалось.

    – Каждый орнамент, нарисованный Светланой, уникален, – говорит Юрий Фетисов. – Вот обратился белорус, хотелось ему что-то национальное – художница придумала орнамент с белорусским зубром, и это ему ближе, чем всякие древние символы. Рыбки, цапли, утки – всё это ново, свежо и в то же время перекликается с работами старинных мастеров, которые ещё сохранились на домах Калуги. Видели, наверное?

DSC_5962.JPG

DSC_5971.JPG

DSC_5978.JPG

DSC_5990.JPG

Фото: Наталья ЛУГОВАЯ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика