Почему горит Вечный огонь?

Михаил БОНДАРЕВ
09.07.2020 07:00
Современная молодежь плохо знает историю Великой Отечественной войны.

   В стране продолжается Год Памяти и Славы, совсем недавно отметили 75-ю годовщину Великой Победы, провели юбилейный Парад Победы. Организуются патриотические мероприятия, в которых участвуют волонтеры. Вместе с тем последние данные показывают, что более трети российских школьников плохо знают историю своей страны, в том числе историю Великой Отечественной войны. Об этом, кстати, говорилось на совещании в Российском историческом обществе. На днях к этой теме заставил вернуться опрос, проводимый министерством образования и науки региона: как, на ваш взгляд, преподается история Великой Отечественной войны в школе?

   Пробелы в колледжах и техникумах

    Анализ результатов ЕГЭ по истории, который ежегодно проводит Федеральный институт педагогических измерений, показывает, что многие школьники действительно слабо знают историю Великой Отечественной войны. Хотя, с другой стороны, к примеру, в нашем регионе растет число выпускников, набравших на экзамене по истории высокие баллы. Но это, думается, все же исключение, потому что этот предмет сдают по выбору те, кому история необходима для поступления в вуз.

    Проблему качества исторической подготовки школьников показывают и всероссийские проверочные работы. К сожалению, все хуже знают историю священной войны не только школьники, но и студенты колледжей и техникумов. В связи с этим на федеральном уровне уже задумываются о необходимости разработать программу популяризации истории Великой Отечественной войны. Ее нужно внедрить во всех школах и организациях СПО, куда поступают, кстати сказать, более половины выпускников девятых классов.

   Брестская крепость, Сталинград. А где это?

    Проблема действительно актуальная. Подавляющее большинство учителей считают, что в старших классах необходимо увеличивать количество часов по истории России XX века, особенно это касается событий Великой Отечественной войны. Невольно переношусь в свои, советские, школьные годы. Согласен, в наше время тоже далеко не все блистали знаниями на военную тему. Но главные даты и события знали все старшеклассники. И у многих от сердца шла тяга к знанию о том героическом времени. У нас, например, в старших классах считалось за честь стать участником караула на Посту № 1 у Вечного огня, многие ребята рвались поступать в военные училища.

    Разговаривал как-то с молодыми людьми. Из беседы выяснилось, что один не знает, в каком году была Курская битва, затрудняется ответить, на территории какого государства находится Брестская крепость. Другой запамятовал, какой российский город во время войны назывался Сталинградом, а третий – кого из советских военачальников называют Маршалом Победы.

    И таких молодых людей, к сожалению, достаточно много. И их становится все больше, что, безусловно, пугает. Не отсюда ли (от незнания) то пренебрежение и даже кощунство среди молодежи по отношению к нашей истории? Вспомним хотя бы недавний случай, произошедший в Калуге. В интернет выложили видео, на котором две девушки в нижнем белье танцевали в фонтане на площади Победы. И это в нескольких шагах от Вечного огня и Могилы Неизвестного Солдата. Тот, кто знает историю своей страны, уважает подвиг предков, сопереживает, никогда не будет осквернять своим непристойным поведением святые места.

    Считаю, что учеба школьников должна быть неразрывно связана с нравственным, патриотическим воспитанием. Поэтому к этой теме мы обязательно еще вернемся.

    Сергей, студент первого курса:
    – Если честно, то я мало помню из того, что нам преподавали в школе на тему Великой Отечественной войны. Почему? Не скажу, конечно же, что у нас были плохие учебники. У нас были и хорошие учителя истории. Просто лично мне было неинтересно. И многим моим одноклассникам, кстати сказать, не интересна история в деталях. По-видимому, тема войны уже всем надоела, одни и те же мероприятия, концерты и фильмы. Вообще молодежь больше интересует день сегодняшний и будущее.

    Александр Мосичкин, учитель истории Торбеевской основной школы Малоярославецкого района:
    – Я не считаю, что преподавание истории в школах на низком профессиональном уровне. У нас достаточно ярких, эрудированных, креативных учителей истории. Именно они в большинстве школ несут основной груз патриотического и духовно-нравственного воспитания. Пробелы в исторических знаниях связаны, на мой взгляд, с общей ситуацией в сфере образования. К сожалению, слишком большой перекос в сторону всевозможных конкурсов, акций и мероприятий не дает полноценно сосредотачиваться на предметных знаниях. Негативно сказывается и то, что историю XX века убрали из программы основной школы. Что касается темы Великой Отечественной войны, то большинство старшеклассников, конечно, знают и сроки, и основные сражения, и главных героев. Но по сравнению даже с 90-ми годами знания школьников стали более поверхностными. Уходит великая эпоха, и для нынешнего молодого поколения, к сожалению, уже менее близки события тех героических лет.

    Марина Королева, методист Калужского государственного института развития образования:
    – Как учитель и методист, я не могу оценить и сравнить знания школьников на тему Великой Отечественной войны без измерительных материалов. Можно посмотреть данные по ЕГЭ – с вопросами по этой теме дети в целом справляются. Но ЕГЭ по истории выбирает небольшой процент учеников, поэтому полной информации мы не получим. На какие данные опираются люди, участвующие в опросе? Все это субъективно. Необходим мониторинг. И надо учитывать, что события Великой Отечественной войны будут изучаться в 10-м классе, а в некоторых школах в 11-м классе. В данном случае важны, на мой взгляд, усилия гражданского общества, просветительские мероприятия. И, конечно же, со стороны молодых людей главное – это понимание, уважение, сопереживание.

Фото: Георгий ОРЛОВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика