Архивные справки, приложенные к фронтовым письмам Павла Анисимовича Костина, сообщают о нем коротко. Он родился в 1924 году, окончил калужскую школу № 6. Был разведчиком. Погиб 9 апреля 1945 года в Восточной Пруссии, местечко Зидлунг. Мать, Костина Татьяна Ефимовна, жила на улице Спартака, 4. Письма, переданные родными, хранятся в областном государственном архиве области (Р. 3466. Оп. 1. Д. 13).
Эти сведения дополняют сайты «Калининградская область. Книга памяти 1941–1945» и «Подвиг народа», где мы встречаем фамилию, имя и отчество нашего земляка. Место его службы – 370-й стрелковый полк, 343-я стрелковая дивизия 50-й армии. Звание – гвардии старший сержант. Должность – переводчик. Это подтверждает и фраза в одном из писем (от 6 декабря 1944 года): «Учил главного немецкому языку». Павел Костин похоронен в братской могиле, а Зидлунг – ныне город Чкаловск Калининградской области.
Это короткое сообщение написано красными чернилами на открытке с пометкой «Воинское». На адресной стороне изображены танк, красноармейцы, красное знамя. Его сопровождает лозунг «Слава Красной армии-освободительнице».
18.11.44 г.
Добрый день, мама и родные.
Отвечаю вам, что жив и здоров, получил 2 открытки, которые писала мама на имя к[оманди]ра части: литер «М». Если получал сам в штабе, то значит всё в порядке. Живу по-старому. Пишите мне по возможности. Заходила ли Нина, что хорошего у вас? Привет дорогой бабушке и дедушке. Давно не получал писем от Сорокиных.
Привет соседям и родным в деревню. До скорого свидания. Вас крепко целую. Павлик.
Несколько строк из следующего письма, адресованного матери. Дата получения на почтовом штемпеле: 16 декабря 1944 года.
6 декабря 1944 г.
…Сегодня коренным образом преобразился. Перешил погоны, знаки различия, гимнастерку по своему фасону и учил главного немецкому языку.
Работаю по картам топографическим. Работа почетная и ответственная. Справляюсь полностью.
Привет хорошим соседям и знакомым. Спроси у докторов и понимающих, чем лучше всего лечить ослабевшие дёсны. Начну зубы чистить, выступает из-под дёсен кровь. Нажму сильно – то же самое. Этого раньше не было. Что значит без овощей, лука и чеснока...
В письме, адресованном деду, Ефиму Ивановичу Юшину, Павел Костин признается:
…Дружков сердечных не завожу, но часто вспоминаю хороших ребят из Калуги: Бориса Преображенского, Жорку Мильченко и др. Наряду с этим вспоминаю друзей, Николая Казанского и слова дяди Игната по этому случаю. Он дал мне много полезных советов, когда я был у него дома. Пока всего хорошего. Попроси наших написать о твоей работе.
Крепко целую. Внук.
Письмо написано 26 декабря 1942 года на почтовой карточке, где изображен красноармеец, поражающий гитлеровца. Рисунок сопровождает лозунг «Завоеваний Октября не отдадим».
На сайте «Подвиг народа» выложен наградной лист на имя Павла Костина. Приказом 61/н от 3 июля 1945 года войскам 50-й армии Третьего Белорусского фронта ему был посмертно присвоен орден Отечественной войны II степени. Здесь говорится:
«Гвардии старший сержант Костин в боях в Восточной Пруссии и штурме г. Кенигсберга с 28.1 по 10.4.1945 г. проявлял мужество и отвагу. В боях за Восточную Пруссию сыграл большую роль по опросу немецких пленных, чем помог обеспечить командованию правильное руководство и расстановку сил. В бою за г. Кенигсберг, выполняя боевой приказ командования по разведке, был тяжело ранен. Скончался после тяжелого ранения».
Должности переводчика и разведчика – не путаница, они сочетаются. Документ упоминает о легком ранении в 1943-м, о медали «За отвагу», полученной в августе 1944 года. Другой приказ о награждении со ссылкой на Центральный архив Министерства обороны также выложен на сайте «Подвиг народа». Павел Костин в бою за населенный пункт Каменка Стара 23 июля 1944 года во время проливного дождя заметил идущего в контратаку противника, который был отброшен. Медаль была присвоена приказом № 07/н 370-му стрелковому полку 343-й стрелковой дивизии 49-й армии от 6 августа 1944 года.