Перемен требуют наши сердца...

Татьяна Петрова
02.11.2018 09:13
Спектакль по повести Карена Шахназарова поставил на сцене драмтеатра московский режиссёр.

Опыт смелый, тем более что по очень спорной и не всем понятной повести снят только фильм, в театрах ставить «Курьера» никому не приходило в голову. Виктор Стрельченко решился и перенес протестное поведение молодежи середины 80-х на сцену двухтысячных.


Бросая вызов старым устоям, герой – подросток Иван шокирует окружающих своим поведением. Он не вписывается в рамки. Но ему вполне приглянулась должность в журнале, который учит жить, правда, не объясняет, как найти себя в этой жизни. Иван ищет себя сам – он курьер, он проводник из несостоявшейся действительности, которая перестраивается и рушится, к свободному светлому завтра.
Взросление - процесс болезненный. Иван и Катя, хоть и принадлежат к разным слоям общества, но оба потерянные, слоняющиеся по жизни в поисках хоть какого–нибудь просвета. Но удастся ли найти этот путь в свободный мир, который является герою во снах, а наяву вновь скрывается за туманом?
Режиссер интересно выстроил сюжет: ведущие опрашивают зрителей в зале, пишут ли они, собираются ли писать мемуары. Такие вещи ведь делаются, когда в жизни выпало много интересных встреч, случилось много событий, вообще есть что вспомнить. Тихий, ничем не примечательный дедушка из зала говорит, что ему писать не о чем. Впрочем… И он начинает вспоминать свою бесшабашную юность и недостижимые идеалы. Его тут же гримируют и выводят на сцену. Все устроено, как в набивших оскомину крикливых и эпатажных ток-шоу. Мемуары? Это когда есть о чем писать и вспоминать. А если ты курьер, так и не дошедший никуда? Тогда – в ток-шоу. Это сейчас современные мемуары. На лобном месте блестящих сцен вас препарируют, распнут, выставят напоказ, не оставив ничего, кроме горечи потери. И, оглядываясь на прошлое, вспоминая свой отважный молодежный бунт, вы вдруг поймете, что жизнь прошла, а вы все еще несете куда-то чужую рукопись, так и не создав своей. Хотели идти своим путем, быть непохожим, а стали обычным ничем не примечательным стариком.
Это как будто бег по кругу. Сойти с начертанной дистанции, сделать хоть что-нибудь из того, что во сне, а не просто дерзить и выпендриваться – могут единицы. Вырываться из круга надо в молодости, пока еще видишь сны о великом и светлом. Но как это сделать, увы, режиссер не дает ответа. Виктор Стрельченко лишь показывает нам путь курьера. И это его предупреждение: протестуйте, живите в реальности, иначе так и будете всю жизнь бегать с чужими пакетами.
Спектакль насыщен спецэффектами, трюками, обнаженкой, актеры играют ярко и естественно. Совершенно безобразно бесподобен в роли Ивана Григорий Бирюлин, и в пару ему тождественна скучающая избалованная Катя (Екатерина Буреничева). Восклицательным контрастом предстает старик – Михаил Пахоменко. Молодежь будет от спектакля в восторге. Более старшее поколение, возможно, вспомнит себя в юные годы. Главное, чтобы это были мемуары, а не дешевое ток-шоу.

Фото Виктора КРОПОТКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика