Пьеса бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, написанная им в 1921 году, была очень экстравагантна и смела не только для того времени. Она и сейчас весьма необычна и шокирующе пугающая. И, возможно, поэтому за ее постановку со времени написания не так много смельчаков рискнули взяться. Пьеса эта для страстных, бурных, порывистых и одновременно расчетливых и ужасающе хладнокровных режиссеров.
Нерон повесился бы от зависти
Сюжет – история «с перчиком» о молодой семейной паре - поэта с бурным воображением Бруно и его утонченной и женственной жене Стелле. Оба безумно влюблены и обожают друг друга. Но мы-то знаем, «безумная любовь» - это либо физическая смерть героев, как в «Ромео и Джульетте», либо, как у Кроммелинка, – падение, потеря себя и разрушение всех чувств и морали. Добавьте к этому толику ревности – и ад вам обеспечен. Вот эти сущности и препарировал перед нами вслед за автором режиссер Владимир Хрущев. Любовь с приставкой «безумная» и ревность, разъедающая душу сама по себе, а с добавкой «маниакальная» - еще и уродующая всякие человеческие отношения – ни к чему хорошему привести не может. Это будет вселенский пожар, в котором ничего и никого уже не спасти, что и показал нам режиссер так, что этому мог бы позавидовать Нерон. Зачем он это сделал? Ну, предположим, чтобы заставить нас задуматься над тем, что толкает людей на бездумные поступки, разрушающие и ломающие сотни жизней вокруг.Анатомический театр
На глазах зрителя райский сад с цветущими яблонями из оранжереи любви, где растет все самое красивое и светлое, вдруг превращается в ад. Свет меркнет и начинает тонуть в разврате и крови. Теплое семейное гнездышко становится застенком палача, а потом и борделем. Пылкий Бруно, воспевающий свою жену в стихах. Он больше не верит в чистоту Стеллы, он подозрителен и все чаще разговаривает с воображаемым Эстрюго. И вдобавок Стелла вместо того, чтобы противиться извращенному разуму Бруно, начинает ему потакать, оправдывать. И зритель уже видит перед собой сумасшедший дом, где муж безумен от ревности и отдает жену всем без разбору, пытаясь найти в этом содоме и гоморре ее истинного любовника, а жена поглощена своей жертвенностью. Соседи выстраиваются в очередь и обсуждают, кто еще не был с прелестной женой Бруно. В семьях разлад, и женщины готовы утопить Стеллу, как ведьму в средневековье.Палата № 6
В какой-то момент у зрителя возникает чувство нереальности происходящего. Как-то все слишком сильно и через край – то такое мимими с неземной любовью, а то вдруг какие-то кошмарные, шекспировские страсти и прямо из зала бежать хочется. Режиссер дает нам понять – это игра, трагифарс. Вот присмотритесь, Бруно похваляется перед другом-капитаном своей возлюбленной Стеллой, показывает ее ножки и грудь – так похваляется торговец своим товаром. Будьте бдительны – это не любовь и ревность, это желание владеть своей вещью безраздельно. Беспредельная одержимость, безграничная преданность – режиссер предупреждает: слишком – это всегда ненастоящее.И люди в масках во второй части спектакля только подчеркивают нереальность происходящего.
Все в красном
Пьеса Кроммелинка насыщена символами. И отрадно, что режиссер смог сохранить для нас это. Прекрасное сценическое решение, без излишних деталей – стеклянный дом – тепличка любовных отношений. Белое, безоблачное, цветущее все в начале, с легкими вкраплениями красного как символов чистоты и любви. А в конце красного все больше, он давит, он агрессивен, он уже не лепестки роз, а кровь и порок.Действия и сцены органично сплетены с музыкой, песнями на французском, удачным кусочком телерепортажа с известной телеведущей, живым оркестром в ложе. Атмосферу и настроение создает видеопроекция на задник сцены, позволяя нам перемещаться на улицу, в дом, чувствовать солнечное утро и надвигающуюся бурю. Сценическое движение, пластика просто совершенны. Эффектно, с помощью пластического рисунка и видео, решены любовные сцены без какого-то ни было намека на пошлость и вульгарность. Костюмы актеров говорящие - преображают их до неузнаваемости, подчеркивают их сущность, проявляют характеры.
Что такое хорошо
Помните у Маяковского стихи про кроху, который пришел к отцу за советом? У нас в роли отца – Владимир Хрущев. И, безусловно, это очень сильная постановка сильного и талантливого режиссера.Но это еще и поразительно слаженный дуэт главных героев. Особенно бесподобен и омерзителен в своей роли Леонид Клец – безжалостный убийца всех чувств, страшный в своей мужской привлекательности и маниакальной извращенности.
Елизавета Лапина мне показалась очень идентичной и убедительной в первой части как нежная, неискушенная девушка, нежели во втором действии как падшая женщина.
К сожалению, не могу сказать, что другие роли удались. Беспомощна кормилица, не особо страстен и зол капитан Петрюс, и даже недостаточно гламурны подружки Стеллы. Ну, может, так задумано, чтобы они были лишь безучастным фоном?
Фото Виктора Кропоткина
В России пьесу впервые поставил Всеволод Мейерхольд в 1922 году. В спектакле «Великодушный рогоносец» играли Игорь Ильинский и Мария Бабанова. В 1999-м пьесу поставил в «Сатириконе» Петр Фоменко. В главных ролях были Константин Райкин и Наталия Вдовина.