Колядование вечером 6 января, хождение ряженых под Рождество по домам с пожеланиями благополучия - это последний из уходящих корнями в дохристианскую эпоху обрядов, до сих пор бытующих во многих населенных пунктах области.
Маленький хлопчик
Принес попу снопчик.
Снопчик повалился –
Христу поклонился.
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Не дадите ватрушки
- получите по макушке!
Не дадите калача
– уведем корову за рога
Принес попу снопчик.
Снопчик повалился –
Христу поклонился.
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Не дадите ватрушки
- получите по макушке!
Не дадите калача
– уведем корову за рога
Обряд не сохранился неизменным, наоборот – в большинстве случаев от древних канонов почти ничего не осталось. И все же удивительно уже то, что молодежь в наше время соблюдает древнейшую традицию по собственной инициативе. И материальный стимул – хозяева домов благодарят колядующих угощениями и мелкими деньгами – играет не такую уж и значимую роль.
За эти годы у нас, краеведов, создалось впечатление, что наиболее сохранился обычай колядовать в пределах Мещовского Ополья, а внутри него – в селах, примыкающих к реке Серене. Это настоящая загадка – почему небольшая тупиковая (в плане водных путей) речка является средоточием этнографических и исторических изюминок…
В этот раз для съемок мы выбрали крупное село Попелево близ Козельска, почти на границе Ополья и Калужского Полесья – летом вели там опросы старожилов и узнали, что здесь еще колядуют, причем обычно ходят несколько групп.
Самая многочисленная группа готовилась в сельском Доме культуры. Ребятишки наряжались не только традиционными святочными персонажами, были внесены и современные элементы, например, Свинья и Собака (символы наступившего и ушедшего годов по восточному календарю). Ничего плохого в этом нет – в колядовании всегда была изрядная доля импровизации, все же это не театральная постановка (во что частенько превращают древние обычаи «возрождатели традиций»).
Приятно было, что здешние клубные работники – Светлана Панченко и Галина Буравцова – сами участвовали в колядовании наравне с ребятишками, вырядившись (вполне в соответствии с калужскими канонами) Мужиком и Цыганкой. И не слишком мучили детей репетициями. Хотя все же излишняя сценичность, на мой взгляд, в клубных колядках присутствовала – в традиционных хождениях ряженых было больше импровизации, например, помимо обязательных припевок и пожеланий могли экспромтом «оторвать» и что-то особенное – иначе ведь скучно!
Посмотрев на организованное колядование, мы прошли по улицам села и встретили еще несколько самоорганизовавшихся групп колядовщиков, от совсем маленьких, сопровождаемых (в отдалении) родителями, до подростков. Наряжены они были скромнее, репертуар беднее, но вот задора побольше! Конечно, не все они в равной степени были интересны – кто-то стеснялся колядовать приезжим, многие признавались, что взяли припевки из интернета…
- А еще у нас и взрослые иногда ходят колядовать, обычно ближе к ночи – и пляшут, и с гармошкой! Но не знаем, соберутся ли сегодня… - говорили нам некоторые сельчане.
Фото автора.