Открылась выставка фотографий старой Калуги

Андрей ГУСЕВ
25.01.2019 12:24
Стихотворные строчки Владимира Высоцкого «В суету городов/ и потоки машин/ возвращаемся мы,/ просто некуда деться» стали эпиграфом к выставке городской фотографии Евгения Фридгельма «Возвращение», которая работает сейчас в калужском Доме музыки.

Выставка продлится до середины февраля и у тех, кто приходит сюда, есть возможность увидеть знакомые уголки старой Калуги с точки зрения фотохудожника, которому интересно передавать состояния, переживания и чувства находящихся в них людей, окружающую атмосферу, игру света и тени.

С автором на выставке встретился и побеседовал корреспондент КГВ.

- Евгений, почему выставка называется «Возвращение»?
- В августе прошлого года у меня уже проходила выставка в Доме музыки, где были представлены работы различных жанров, сделанные в разных местах России и зарубежья, так что название вполне логичное. Для «Возвращения» я отобрал новые работы в жанрах «Городской пейзаж» и «Уличная фотография», но решив в этот раз сконцентрироваться только на Калуге.
Мне не очень интересны натюрморты, пейзажи, достопримечательности и прочее. Раньше было, что ждал, пока народ разойдется, чтобы снять какой-нибудь памятник или достопримечательность. Сейчас - наоборот. Жизнь улиц гораздо интереснее. С людьми вообще интересней всё.

 - Ты постоянно ходишь с фотоаппаратом и снимаешь целенаправленно?
- Я не хожу целенаправленно, чтобы сделать хороший кадр. Секрет удачного кадра – оказаться в нужное время в нужном месте. Бывает, отснимешь несколько десятков кадров, но в работу ничего не идет.
А часто даже не от места зависит, а от содержания сцены. Место не играет роли, если происходит действие с людьми, например. Как-то вот на Смоленке я рано утром снимал туман и вдруг кошка сквозь него пошла такой тенью, привидением.
Еще важен элемент везения. Например, фото с воздушным шаром на фоне моста – мне повезло. Или парень в вечернем зимнем Гостинорядском переулке. С ним вообще интересная история была. Я снимал снег, а потом в переулке появился человек. Он подошел к фонарю, остановился, долго молчал, не обращая на меня внимания, а потом вдруг громко произнес» «Федя!», потом еще раз «Федя!» - и куда-то побежал.

 - Фотографии в процессе подготовки ты сильно обрабатываешь, что-то убираешь из них?
- Лишнее я не убираю, а обрабатывать приходится. Делаю это сознательно, чтобы усилить какое-то состояние света или антуража, тогда воздействие фотографии совершенно другое. Но ничего не дорисовываю и не фантазирую. Вообще, чем фото отличается от других видов изобразительного творчества? Тем, что снимок это – документ того, что происходило в данный момент, в конкретном месте. Пусть документом и остается.

 - Под эти работы просятся какие-то названия, и наверняка за каждой из них стоит какая-то своя история…
- Я считаю, что у каждой работы должно быть название. На этой выставке просто не хотелось лепить этикетки и отвлекать внимания зрителя от изображения. Надеюсь, что работы, собранные здесь, говорят сами за себя. Но на моей страничке в соцсетях они все с названиями.
У каждого снимка действительно есть своя история. Вот старый дом с кошкой, который я обнаружил в 1-м Берендяковском переулке. Видно, что он пустой, я его специально так отснял, чтобы обратить на это внимание и что крыша уже дырявая. В нем никто не живет, только кот ждет кого-то. Я через полгода вернулся на это место, чтобы посмотреть, что с домом – его уже нет. Вместо него особняк стоит за забором. Такая Калуга исчезает.

 - Насколько я помню, уже много лет назад ты начинал как художник-дизайнер в газете «Молодой ленинец». Тогда уже что-то снимал?
- Ну, в ней же тогда какой фотограф работал – Николай Низов! А если серьезно, у меня диплом об окончании культпросветучилища с квалификацией руководителя фотокружка и художника-оформителя. Причем, фото стоит в нем первым.
Я снимаю с детства, с тех пор как мне подарили «Смену 8М». Но мне никогда не нравилась химия – реактивы, проявители, сушить фотографии тоже жутко не нравилось. А когда наступила эра цифровой фотографии и у меня появилась первая «мыльница», я сразу же увлекся и пошел снимать. Со временем, конечно, произошли какие-то переоценки: сначала снимаешь одно, потом понимаешь, что это скучно. Теперь я много думаю над сюжетами. Освещение ведь тоже может быть сюжетом, это не обязательно действие.

 - На что ты сейчас снимаешь?
- У меня Sony NEX 6, хожу с ним. Поставил аналоговый объектив с ручными установками фокуса и диафрагмы, чтобы целиком держать изображение под контролем. А вообще у меня 15 различных объективов.

 - Наверное, уже думаешь о следующей выставке? О чем она может быть?
- Следующая выставка откроется 9 февраля в калужском ИКЦ. У меня есть такое направление – фоторифмы. Когда сложно придумать название, вместо него рождается стихотворение -четверостишие или два. Там будут представлены пейзажи, уличное фото, - всё, к чему пришла рифма. В июле запланирована персональная выставка в том же ИКЦ, а в сентябре – в Боровске. Так что год обещает быть вполне результативным в этом плане.

Фотографии, представленные на выставке вы можете посмотреть в фоторепортаже Сергея Лялякина

Наша справка
Евгений Фридгельм – калужанин, издатель, дизайнер и фотохудожник. Автор двух книг о Калуге. Больше его работ можно посмотреть на страничке в соцсети Faceboock: https://www.facebook.com/EvgenyFridgelm

Фото С. Лялякина.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика