Одиннадцать. И все о радости

Татьяна ПЕТРОВА
07.08.2020 11:50
В Калужском музее изобразительных искусств проходит камерная выставка Бориса Кустодиева.

    Одиннадцать картин из фондов Государственной Третьяковской галереи и собрания нашего музея знакомят посетителей с наследием известного русского художника. Это мизерная часть работ художника, здесь нет его знаменитых «масленичных» картин, «Купчихи за чаем», изображений пышнотелых красавиц, благодаря которым в обществе прижилось определение «кустодиевская женщина». Но уютная выставка в основном здании музея дает полное представление о том, какой это был мастер. И, конечно, картины Кустодиева ложатся на душу, истомившуюся по прекрасному в самоизоляции, как елей на рану.

   Заграничное

   Этюд «В Булонском лесу» написан в поездке по Франции, которая предстала перед ним чопорной, строгой и сдержанной. Об этом рассказывают нам темные тона краски, выбранной художником, – темная вода озера, темные платья дам, в которые они заключены, как в футляры. Совсем другое дело Россия. Ее мастер беззаветно любил. Она прекрасна от маленького букетика садовых цветов на перилах дачи художника до широких гуляний с пестрым людским потоком. Букет с анютиными глазками и другими цветами поражает простотой и отражает незатейливый образ жизни не только на даче Кустодиевых, где дом построил сам Борис Михайлович, но и в целом дачную жизнь того времени. Кстати, эта картина из запасников нашего калужского музея. Такой же простотой и вместе с тем изысканностью обладает другая картина Кустодиева «Раковина». Две отливающие перламутром раковины будто только вытащены из пучины вод морских, свежи и экзотичны. Но представительницы другого мира холодны и надменны, как и парижанки из «Булонского леса».

    Развернись, душа

    А вот картина «Гулянье» - это то, что нравится художнику, что будоражит его воображение. Он восхищается русской зимой, яркостью эмоций, весельем людей, среди которых представлены все сословия. Ведь радость и праздничное настроение присущи всем. Оттого и краски на полотне радостные, иногда даже, кажется, нереальные, каких в природе нет, но они передают настроение Кустодиева, его видение русской зимы, русского характера и простора. Картина перекликается с другими «масленичными» картинами художника. Но мы видим дату ее написания – 1922 год. Россия уже не та, какой ее помнит Кустодиев, нет уже таких гуляний, да и сам художник из-за своей болезни уже никуда не выходит. Эта и несколько других картин, написанных им в жанре сюжетного пейзажа, – воспоминания о былом, ностальгия по ушедшему времени. Но светится снег розовым и голубым, манят к себе балаганы, булочные и трактиры на его картинах. И хочется тоже окунуться в эту атмосферу веселья и беззаботности.

   О жизни купеческой

    Еще один интересный сюжетный пейзаж представлен на выставке. Это «Осень в провинции. Чаепитие». Такую картинку, наверное, можно было подсмотреть в былые времена и в Калуге. Тихая улочка с провинциальными домиками. На крыльце пьют чай две купчихи. Милая уютная сцена излюбленного Кустодиевского мотива. По всей видимости, это бабье лето, женщины наслаждаются приятной погодой. Но это не только чаепитие за самоваром двух дородных красавиц, картина рассказывает нам о размеренном, спокойном образе жизни в провинции. О благополучии этого места говорят и кошка, свернувшаяся калачиком на перилах крыльца, и пасущиеся в отдалении упитанные куры, гуси и лошадь. Кусочек улицы с булочной только подтверждает, что тут царит достаток, здесь все хорошо, никто не голодает и не нуждается. Мирно играют дети, старик сидит в думах, и даже собака рядом с ним кажется довольной жизнью. И ярче кажутся маковки церквей над всем этим миром. Благополучие подчеркивается и сочной приятной цветовой палитрой, выбранной художником.

    Русские люди также стали предметом изображения художника. У мастера русской живописи немало портретов людей того времени, как знакомых, которые нередко заказывали ему написать свое изображение, так и незнакомых, выписанных им с особой тщательностью. Это целая вереница немного идеализированных образов купцов, лавочников, крестьян и горожан. Акварель «Купец» показывает нам человека, умудренного опытом, солидного и уверенного в себе. Он сидит на диване, но не откинувшись, а готовый в любую минуту вскочить и побежать заниматься делами.

* * *

    Борис Кустодиев был академиком живописи, членом Союза русских художников, признанным портретистом, мастером бытового жанра, графиком, иллюстратором и оформителем книг, театральным художником, карикатуристом, декоратором, скульптором. Дружил со Станиславским и Немировичем-Данченко. И хотя прожил недолгую жизнь и значительную ее часть был прикован к постели, он оставил нам впечатляющие картины, узнаваемые среди многих других и заряжающие каждого, кто на них смотрит, энергией созидания.

    Увлечение театром захватило Кустодиева в юности и не отпускало всю жизнь. Он создал для театра множество эскизов костюмов, декораций. Художник сотрудничал с МХТ, Театром К. Незлобина, Малым и Мариинским театрами. На выставке представлены два театральных эскиза художника: «Варвара» - костюм к спектаклю «Гроза» А. Островского и грим Глеба к драме «Посадник» А.Толстого. Декорации, как вспоминали современники, давались Кустодиеву легко, работал он быстро и в театрах его очень ценили. 

DSC_0032.JPG

DSC_0048.JPG

Фото: Георгий ОРЛОВ.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика