А вознаграждением вам станет «Герника», не сама она, хотя изображение, напечатанное на холсте, там тоже есть, а ее сердце, ее мысли, ее боль - 27 бесценных эскизов мастера к его знаменитой картине.
«Нет. Это сделали вы»
26 апреля 1937 года массовый воздушный налет немецкого люфтваффе на баскский город Герника, расположенный на севере Испании, потряс мир. Сотни мирных жителей были убиты в результате бомбардировки, которая стала самым кровавым событием Гражданской войны в Испании. В Гернике осталось лишь пять целых домов, число погибших - до тысячи мирных людей. Позже мир станет свидетелем куда более страшных трагедий, еще будет Херосима и Холокост, Хатынь, но трагедия маленького города стала символом ужасов войны.Весть о судьбе Герники, о которой в красках рассказывали в газетах, поразила Пикассо, и художник, никогда не выступавший как политик, за 33 дня создал свое трагическое полотно. Сила потрясения была настолько велика, что уже
Его изображения женщин не похожи на женщин. Его автопортреты не имеют никакого сходства с его обликом. Мы должны рисовать, что видим, или то, что внутри, - как-то сказал удивленный Пикассо. Может, этим все и объясняется?
1 мая появились первые наброски: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. Детали на эскизах варьируются. Вот конь корчится от боли, вот он топчет копытами раненого воина. У быка грозный, пугающий вид, а вот у него грустные глаза. Распростертые тела воина и женщины, рыдающая мать с мертвым ребенком. Пикассо вспоминал, что работал как в трансе, не выпуская кисть по 14 часов. Девятого мая появился первый эскиз композиции. У калужан есть редкая возможность рассмотреть эскизы близко, вглядеться в переплетение уверенных, агрессивных линий, попробовать понять смысл написанного художником. Хаотичный характер изображений на картине затрудняет восприятие каждой отдельной фигуры. Все летит, бежит, разбивается. Это сделано намеренно, животные и люди смешались в одной фантасмагории, вызывающей неразбериху и подсознательно порождающую ужас. Изрубленные и израненные тела, кровь, смерть, сломанные жизни – это то, что видят все, даже если ничего не понимают в символизме и кубизме.
Жизнь победит
Можно долго разгадывать на эскизах и самой картине, только ли пожар означают языки пламени, к чему автор нарисовал лампочку, что олицетворяют бык и лошадь, хотя сам Пикассо, когда его спросили о символизме в его эскизах и самой картине, сказал: «Этот бык - бык, и эта лошадь - лошадь ... Если вы даете смысл некоторым вещам в моих картинах, это, может быть, очень верно, но это не моя прихоть - дать этот смысл. Все это я сделал инстинктивно, бессознательно. Я рисую картину для картины. Я рисую предметы для того, чтобы они были».Что ж, каждый волен понимать и видеть все так, как ему нравится. Тем более что в «Гернике» этот символизм и абстракционные загадки не важны. Важно, что кто бы ни увидел картину, в целом видят в ней ужасы войны, насилие и смерть, которые она несет. Пожалуй, никакая натуралистически написанная картина не могла бы столь же верно рассказать о чувствах, вызванных разрушениями и войной, как ломаные линии и осколки жизни в «Гернике» и эскизах . Согнутые, распростертые, растерзанные существа города басков – это средоточие боли, которую Пикассо сумел передать каждому смотрящему на его работы через сеть линий и серо-черных тонов.
Картина Пикассо – черно-белая. Интересно, что поначалу художник пытался добавить цвета, сделать красным кровь, желтым - свет, но потом отказался от цветного в пользу черного цвета траура и разрушения. Однако присмотритесь, цвет воспринимается нами подсознательно, он будто проступает через серый и черный. Вы увидите красную кровь и языки пламени и желтый свет лампы. «Герника» — притча Пикассо о том, что цвет и жизнь все равно победят.
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА.