«Новые люди» занимают места

Татьяна ПЕТРОВА Андрей ГУСЕВ
07.12.2018 14:47
Масштабное театральное событие предваряет открытие Года театра в России

    Международный театральный фестиваль «Новые люди» проходит в нашей области впервые, и поистине такого грандиозного представления в Калуге и Обнинске еще не было. Если таким же насыщенным и ярким будет объявленный президентом страны Год театра, – скучать нам не придется.

    Организаторами форума выступили министерство культуры нашего региона, но идея поддержана и министерством культуры РФ и правительством области. Воплощением же занимается креативная и энергичная группа людей под руководством театрального режиссера и актера Константина Солдатова.

    С 1 декабря театральные действа уже заполонили все мыслимые и немыслимые площадки Калуги и наукограда. Зрители уже визжат от восторга и масштабности зрелищ – каждый день идет по нескольку спектаклей, а фестиваль продлится две недели.

    - Очень хочется, чтобы первый блин был настоящим, - отметила заместитель министра культуры области, один из организаторов фестиваля Анастасия Оксюта.
Будьте спокойны! Уже сейчас видно, что блинчик получился и пришелся по вкусу многим и многим от мала до велика.

    Спектаклей море - современные, классические, детские, хореографические, иммерсивные, провокационные, есть только для одного зрителя, есть семейные, есть такие, где зрители сами являются актерами. У нас в гостях театральные коллективы со всей России и из-за рубежа. Такой спектр – зрители в растерянности, им хочется объять необъятное, но тогда им пришлось бы целыми семьями поселиться в драмтеатре, ИКЦ и других пространствах, где творится что-то волшебное.

    А кроме этого, будут еще мастер-классы, дискуссии, семинары – обширная образовательная программа для актеров, зрителей, театральных критиков.

    В общем, две недели увлекательного путешествия в мир театра.

   Спектаклем по чеховскому «Дяде Ване» стартовал фестиваль

9M5A0296.jpg
    Тот, кто видит в театре только развлечение, думаю, был чрезвычайно расстроен и удручен постановкой Воронежского театра. Впрочем, тот, кто читал хоть что-нибудь у Чехова, обычно понимает, о чем пойдет разговор.

    Режиссер Михаил Бычков показал нам классическую классику. Ну, только из чеховских времен перенес действие в 70-е годы прошлого столетия. Однако чем хорош Чехов - хоть на Марс помести его пьесу, проблемы, которые он поднимает, и там будут современны и актуальны. И показывает он это очень доступно, рассказывает все как есть. И ты просто сидишь и понимаешь: вот это и есть твоя никчемная, жалкая жизнь, уродующая земной лик ленью, тоской и скукой.

    Мы видим будничную жизнь простых людей, которые жалки перед жизненными обстоятельствами, которые даже не ропщут, когда их унижают и попирают их достоинство. Михаилу Бычкову удалось создать совершенно беспросветную постановку, показав нам весь драматизм и ужас ситуации. Про такую говорят: то ли чаю выпить, то ли повеситься.

    И эта безысходность замечательным образом удесятеряется декорациями. Усадьба в деревне представлена каким-то деревянным недостроем. Вроде дом, где все происходит, еще требует серьезного приложения рук. А с другой стороны, выступающие столбы с нитями гирлянд, чур-чур, напоминают зону с забором и колючей проволокой наверху. Думается, и то и другое верно: несвободные люди не могут создать что-нибудь вразумительное. Они как неживые. Их существование рабское. А вокруг ходят олени. Там вокруг - жизнь. Еще одна изюминка художника – этих зверей с каждым эпизодом становится все больше и больше. Место, где живут беспросветные люди, все более дичает. И трудятся-то они неизвестно для чего, и труд их не приносит весомых плодов, и живут неизвестно для чего.

Наша справка
В 2018 году постановка Воронежского камерного театра – одного из ведущих театров России - получила шесть номинаций на «Золотую маску». 

    «Дядя Ваня» - это спектакль, как, впрочем, и пьеса, не имеющий хэппи-энда. Это спектакль-настроение. Размыты, нечетки образы персонажей. Доктор Астров - ни пьяница, ни трезвенник, лечит и людей, и скотину. Профессор, уже не знающий, зачем он пишет и переписывает свои труды. Дядя Ваня, страдающий от своей жалкости неврастеник. И бунта не будет. Ну взбрехнет пару раз собака, вдруг почувствовавшая, что туже затягивается ошейник на ее шее.  Именно так ведет себя дядя Ваня, но тут же и терзается, что посмел, пытается отравиться. И опять самоуспокоение Сони – «мы отдохнем». Но тщетны надежды – одиночество и тоска, опустошенность душ. И выхода не дает нам ни Чехов, ни режиссер Михаил Бычков. Такова трагическая сатира на бессмысленность жизни, на мелочную обывательщину.    

    Как актерам удалось все это раскрыть и так выпукло показать, что ужасаешься?  И невольно косишься на свою жизнь, понять, не так ли и мы живем. Или существуем?

Горький в письме к Чехову:
- На днях смотрел «Дядю Ваню», плакал, как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой. Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой.

   Сочиняем пьесу сами

DSC_09571.jpg
    Премьерный показ спектакля «#проКалугу» режиссера Талгата Баталова и драматурга Сергея Денисова вызвал неоднозначное мнение зрителей.

    Спектакль в жанре вербатим, состоящий из историй реальных людей, иногда дословных, большая редкость на местной сцене. Основу этого спектакля составили рассказы калужан о своем городе, о своем отношении к нему. В этом смысле они сочинили спектакль сами. Посмотреть на себя со стороны, а может быть, и в некое зеркало, было крайне любопытно. Зрелище получилось неоднозначное, но узнаваемое, и пенять на него, наверное, не стоит.

    Начиналось же все с пространного эмоционального монолога молодой девушки о том, что в городе все плохо, и если бы на него упал метеорит, было бы просто здорово. Такая публицистика, использовавшая ненормативную лексику, сопровождалась танцем, в котором его участники держали листы бумаги с заголовками резонансных калужских новостей.

    Дальнейшие истории пытались нас убедить, что скорее все не так уж у нас и плохо, а, наоборот, хорошо, а главное, в Калуге, как и в любом другом городе, это люди, и что не место красит человека, а, как водится, наоборот. Присутствовали и актуальные моменты, связанные с громкими событиями последнего периода, – со сносом дома Яковлева, например.

    За город в какие-то моменты хотелось заступиться, согласившись со словами одного из персонажей, что тому, кому плохо в Калуге, будет плохо везде. И с другим, который хочет как-то в городе реализоваться и говорит о существующих в этом месте возможностях, тоже. Возможно, именно на такой эффект и рассчитывали создатели спектакля.

    ... Перед входом в зал каждый зритель получил в руки кусок камня, своего рода осколка метеорита, видимо, все же упавшего на Калугу. Зачем он был нужен, выяснилось уже ближе к финалу, когда спектакль стал интерактивным и среди зрителей прошло голосование: нужно было определиться – хотят они остаться в этом городе или мечтают из него «свалить». Где-то две третьих высказалось за то, чтобы в Калуге остаться, что, конечно, не может не радовать.

    Возможно, в день закрытия фестиваля, когда спектакль еще раз покажут, мы увидим и услышим немного другие истории. Хочется надеяться, что итоги голосования тоже изменятся, причем в пользу Калуги.

Использование в спектакле ненормативной лексики шокировало многих из зрителей, о чем они впоследствии написали в соцсетях. Свое мнение о мате, прозвучавшем во время спектакля о Калуге, выразили и калужане, имеющие отношение к культуре и театру. 

   Итальянцы пригласили в балаганчик

    Я давно так не смеялась, ненатужно, открыто, как в детские годы. Соседи мои делали то же самое, азартно хлопая в ладоши. Эту радость подарили на фестивале большим и маленьким зрителям режиссер Джакомо Константини и актеры итальянского театра.

    Спектакль Tre Quarti ( «Три четверти») – синтез живой музыки, цирковых трюков и современной драматургии. Было ощущение, что к нам приехал бродячий цирк. Свой балаганчик и нехитрый реквизит они развернули прямо на сцене Инновационного культурного центра. И вот уже над самодельным занавесом скользит маленькая циркачка. Но присмотритесь: ее изящный образ создан из плечиков для одежды и абажура настольной лампы. А вот и ее кавалер – жестяная воронка для перелива жидкости вместо головы, плечики побольше, другой конструкции – выкатывается на импровизированную арену на цирковом уницикле. Сразу видно, что они не просто выступают вместе, их соединяет чувство. Но надо быть осторожным – цирк может таить массу опасностей. Например, метатель ножей – он управляется с ними очень ловко, но… Да, да, да.

    Итальянцы поведали нам очень трогательную, полную светлой грусти историю трех офицеров, которые пытаются как-то найти себя после войны. И вот они создают цирковую труппу. И в ней, как вы уже догадались, выступает и прекрасная циркачка, их подруга. Но она была слишком неосторожна и доверчива. И бравые солдаты трагически теряют свою подругу, погибшую от рук метателя холодного оружия.

    А над чем же так смеялся зал? Да над невероятными трюками – горящей в кармане лампочкой, гаснущей от дуновения трубы свечой и другими смешными выходками милых актеров. С легкой непринужденностью они ходили по канату, жонглировали булавами, ножами и шарами, пели. И хотя спектакль на итальянском языке сопровождался закадровым переводом, зрители и без слов понимали бы, что происходит на сцене, пластичность пантомимного рисунка и искренние эмоции понятны всем. Вот почему и дети, и взрослые с одинаковым восхищением аплодировали и смеялись. Цирк разве можно воспринимать серьезно? Клоуны приехали!

Фото Сергея Лялякина и организаторов фестиваля.

Поделиться публикацией