Помог случай
Главное здание бывшего имения Виктора Обнинского является старейшим каменным зданием на территории Обнинска. Несколько лет назад объект культурного наследия был передан в хозяйствование муниципалитету. С этого момента и началось активное возрождение дачи.Курирует ее Музей истории города Обнинска. Научный сотрудник музея Виктория Сумина - заядлая форумщица. На одном из тематических форумов она и познакомилась с семьёй Шалыминовых из Нижнего Новгорода. Это было около десяти лет назад.
Как-то Сергей и Елена Шалыминовы затеяли ремонт на даче. Ну и всё, как у всех: чтобы купить что-нибудь нужное, нужно выкинуть что-нибудь ненужное… Но у них не поднялась рука отнести на свалку старинные резные столик и консоль, оставшиеся от родителей.
- Мы ими пользовались какое-то время, они объёмные и красивые, - рассказывает Елена ШАЛЫМИНОВА. – Когда встал вопрос о замене мебели, поскольку этот стол просто неудобен для работы с ноутбуком, задумались, что делать. На выброс вещи не отправили по двум причинам. Для мужа это воспоминания о детстве, и он был против свалки, а я - историк по первому образованию и видела в мебели элементы барокко. Но как-то не верилось, что на советской дачке может оказаться такая мебель. Склонялись к тому, что это имитация пятидесятых годов…
Шалыминовы связались со своей знакомой из наукограда, и обнинские эксперты, изучив фотографии, шокировали нижегородцев своим заключением. Возраст этих предметов мебели около ста пятидесяти лет. То есть столик и консоль из Нижнего Новгорода – ровесники обнинской Морозовской дачи.
– Как это ни смешно, но нередко музейных работников выручает помойка, куда иные наследники выкидывают вещи, даже не догадываясь об их стоимости. Но это не про Шалыминовых, – рассказывает Виктория Сумина. – Нам, работникам музея, принимать такие подарки, пользуясь тем, что ребята не знают их истиной ценности, совесть не позволила. Хотя средства музея весьма ограниченны, и выкупить раритеты он не сможет. Поэтому, дав Лене и Сергею консультацию, мы ни о чём их не просили. Наоборот, посоветовали обратиться к антикварам.
Усадьба «Турлики», более известная как «Дача Морозовой», - имение Виктора Петровича Обнинского. Главное здание усадьбы - Дом Обнинского – построен хозяином в XIX веке. Стиль новоаглийский (модерн). В 1909 году усадьба была продана вдове московского фабриканта Маргарите Кирилловне Морозовой. Она окрестила имение «Михайловским», возможно, в честь мужа. Но прижилось название «Дача Морозовой».
После революции государство передало здание школе-колонии «Бодрая жизнь». Здесь проходили уроки для детей и педагогические курсы для учителей из окрестных деревень. Потом здание использовалось и как общежитие. Во время войны особняк заняли немцы, а после контрнаступления советской армии здесь располагался командный пункт штаба Западного фронта.
После революции государство передало здание школе-колонии «Бодрая жизнь». Здесь проходили уроки для детей и педагогические курсы для учителей из окрестных деревень. Потом здание использовалось и как общежитие. Во время войны особняк заняли немцы, а после контрнаступления советской армии здесь располагался командный пункт штаба Западного фронта.
Не продали, а подарили
Как только их диалог в интернете попал на один из открытых форумов, антиквары и всевозможные перекупщики сильно всполошились. Но Шалыминовы не стали с ними связываться, несмотря на то, что эти старинные вещи сулили неплохой барыш.- Находили очень похожий столик того же периода, на аукционе стартовая цена - сто семьдесят тысяч, – вспоминают Сергей и Елена. – Многое зависит от исходного состояния и от умения торговаться, как нам объяснили. А торговаться и продавать мы не умеем. Совсем. Поэтому в течение месяца мы думали и поняли, что продавать и пытаться не дать себя обмануть нам ужасно не по душе. Мы просто не умеем это делать. А подарить мебель музею - идея интересная и нам приятная.
Нижегородская семья зарылась в интернет, чтобы узнать побольше о Морозовской даче. И влюбилась в неё - в этот уникальный дом, тропинки парка, откопанные из-под земли руками сотен горожан, в розарий, который был восстановлен здесь пару лет назад…
- В нас окрепла уверенность в том, что именно здесь нашей мебели будет хорошо. Это и стало для нас последним аргументом. Музей мебель точно сохранит в идеальных условиях - возможно, ещё на последующие сто, двести, триста лет. А что сделают с ней «частники» - неизвестно. Так что некоторый романтический налёт в этом был: мы умрём, а наш подарок останется. Может, и наши правнуки смогут приехать и увидеть.
Помогли всем миром
Когда судьба столика и консоли была решена, оставался ещё один немаловажный вопрос – доставка. И тут снова мир оказался не без добрых людей. Глава обнинской «Растр-Технологии» Евгений Кульбацкий воспользовался своими связями с нижегородской транспортной компанией, и та бесплатно доставила ценный груз от шалыминовской дачи прямо к дверям музея. Его работникам даже выгружать мебель самим не пришлось. За считанные минуты на помощь музею собрались краеведы, сотрудники Евгения Кульбацкого и с предельной осторожностью разгрузили и перенесли подарки в специальное помещение, где теперь они будут ожидать завершения реставрационных работ на Морозовской даче.Правда, это дело небыстрое. Пандемия сломала планы, и процесс восстановления памятника архитектуры затянулся. Но в том, что он будет доведён до конца, никто не сомневается. Тем более что в судьбе Морозовской дачи принимают участие все горожане. А теперь ещё и жители других городов.
- Очень много хороших людей вокруг. И это здорово! - говорит Виктория. – Нам часто люди дарят свои находки на чердаках и дачах. Но вот подарки из других городов – это большая редкость, и мы безмерно благодарны, что ребята-нижегородцы выбрали именно нас. И вообще вся эта история заставляет верить в лучшее.
Надеемся, что очень скоро уникальная барская мебель займёт своё место в ещё более уникальном доме той же эпохи. А Елена и Сергей Шалыминовы уже вынашивают планы приехать в Обнинск вместе со своими тремя детьми. Уже воочию познакомиться с Викторией и увидеть ту самую Морозовскую дачу, которая объединила Обнинск с Нижним Новгородом.