Сегодня мы вспоминаем историю этого необычного городского объекта.
Стоял, пока не унесло
В XX веке понтонный мост в Калуге существовал с перерывами до 2008 года. До 1967 года он был местом частых прогулок горожан. С него открывались виды на живописный правый берег. Правда, осенью мост часто разбирали по соображениям безопасности, не дожидаясь, пока на Оке станет лед.В 1967 году мост на Воробьевке впервые сменил паром. К тому же в то время появился постоянный мост через Оку, который теперь называется Гагаринский. Понтоны вновь поставили в 1989 году - из-за технической необходимости. Тогда мост ремонтировали, а прерывать движение транспорта было нельзя. Некоторое время по понтонному ездили автомобили, грузовики и автобусы, а потом он так и остался. Понтонный мост служил калужанам до 29 февраля 2008 года. В ночь на последний день високосного февраля на Оке произошла сильная подвижка льда. Понтоны сорвало с тросов и унесло вниз по течению. Выловили их в районе Авчурина. Городские чиновники, обещавшие тогда понтонную переправу восстановить, заявили, что содержать такой объект городу невыгодно. Летом 2010 года калужан начал переправлять с берега на берег катер. Сейчас небольшой понтонный мост в Калуге находится только у гребной школы на Яченке. Но, оказывается, многие калужане старый понтонный мост хорошо помнят и жалеют о том, что сейчас его нет.
А не замахнуться ли нам…
Калужские паблики в соцсетях предложение Владислава Шапши в подавляющем большинстве поддержали. Комментаторы в них вспоминали времена, когда можно было постоять на мосту, посмотреть на воду или прогуляться по травке на другом берегу. Некоторые пользователи предложили пойти дальше - поставить на этом месте полноценный пешеходный мост, может быть, даже вантовый, что обеспечит ему круглогодичное функционирование. И, конечно, в любом случае обустроить пешеходные переходы к нему со стороны Ромодановских двориков. Вспомнили и про большой городской пляж, существовавший когда-то ниже Гагаринского моста, предложив свои идеи для его восстановления.Но пусть сначала будет хотя бы понтонный, который, если его приведут в порядок к 650-летию областного центра, сможет стать еще одной новой старой точкой притяжения для отдыха.
Мост с историей
- После того как Калуга с благословения и по воле императрицы Екатерины II стала столицей наместничества, в 1783 году в районе Воробьевской переправы появился плавучий мост на плотах. Это переправа соединяла не просто два берега Оки. Здесь издревле проходил старинный тракт из Москвы на Украиные земли. На картах - это Одесский, или Орловский, почтовый тракт. Дорога соединяла Балтийское море с Черным и шла от Санкт-Петербурга в Москву, а затем через Калугу на Козельск, Белев, Орел, Киев и Одессу.…В памяти калужан сохранилась интересная история. Когда в 1812 году император Франции Наполеон повел свои войска из сожженной Москвы в Калужскую губернию, участь русской столицы ждала и Калугу - главную продовольственную базу русской армии. Практически все горожане вместе со скарбом покинули свои дома и перебрались на правый берег Оки. Для этого построили два деревянных моста. В случае захвата города было приказано сжечь мосты. Но завоеватели повернули обратно на старую Смоленскую дорогу.
В 1825 году калужане обновили переправу и построили плашкоутный мост на лодках (плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда). Именно его можно увидеть на многих видовых старинных литографиях и фотографиях XIX века, на которых - изображение города с правого берега Оки, из Ромодановских двориков. Именно по нему проезжали в путешествиях по России многие русские знаменитые писатели - Александр Пушкин, Николай Гоголь, Лев Толстой и Федор Достоевский, - рассказывает журналист и краевед Алексей Урусов.
Фото из открытых источников.