Залы информационно-образовательного и выставочного центра Музея изобразительных искусств превратились в… улицы Венеции. Здесь царит феерия праздника. Представленные в виде инсталляций маски стали продолжением фотографий и картин. Зрители могут наслаждаться городским пейзажем, погрузиться в карнавальное шествие или увидеть, как маска преображает представительниц прекрасного пола, – такие дополняют портрет.
Традиция закрывать лицо в дни проведения карнавала родилась столетия назад и сразу пришлась публике по душе. В Венецию стекались люди из разных мест. Синьоры и синьорины могли позволить себе несколько веселых мгновений – лица скрыты, поэтому кто прячется под маской, неизвестно. Вельможа ли? Бедняк? Красавица? Маска надежно хранила тайну.
С маской связана еще одна традиция, и она более печальна. В Средние века европейские города были охвачены эпидемией чумы, люди молились о ее окончании. А лекари, идя к больному, надевали маску, чтобы не заразиться самим, – такую называли «Чумной доктор». В ее большой «клюв» в области носа закладывали душистые травы или чеснок.
Выставку отличает большой размах: в экспозиции представлено около 70 различных масок. Традиции их изготовления идут из прошлого, однако «разбавляют» их современные модные течения. Богатые материалы – сусальное золото, бархат, шелк, кружево, полудрагоценные камни, стразы и перья птиц – украшение венецианской маски – это не только искусство, но и кропотливый ручной труд. Особенно завораживают изящные маски венецианских дам. Это буйство цветов – от нежных голубых и розовых до магически-фиолетовых. Самые узнаваемые здесь маска Зорро – «Баута» (это воплощение образа Призрака) и «Чумной доктор». Кроме того, на выставке встречается несколько вариантов маски «Джокера», веселого авантюриста и обманщика. Интересны маски в виде кошек. В Венеции этих пушистых зверьков мало, поэтому местные жители относятся к ним с особым трепетом. Была придумана даже маска в виде кошачьей мордочки – «Гатто».
От всех отличается черная бархатная «Моретта» (по-другому ее называли «маска молчания»). Предназначалась она для служанок, сопровождавших богатых синьорин. Чтобы такая маска держалась на лице, изнутри ее нужно было придерживать губами, поэтому служанка не могла поделиться чужими тайнами, среди которых зачастую были сердечные дела хозяйки.
Трехликая театральная маска тоже привлекает внимание. Одна ее часть – веселая, вторая – грустит. А вот в середине – маска с открытой нижней частью, она позволяла актеру во время представления дарить свои эмоции публике.
Каждая маска на выставке дополнена экспликацией, чтобы посетители музея могли познакомиться с ее историей.
Гостей ждут мастер-классы по росписи венецианских масок, бесплатный аудиогид, возможность сделать фотографию, примерив маску в красивых интерьерах.
По словам заведующей сектором массовых мероприятий музея Екатерины СОЛОВЬЕВОЙ, все выставочные образцы выполнены мастерами венецианской школы:
– Раньше такая работа была семейным ремеслом, мастера из поколения в поколение передавали не только свой опыт, но и секреты. В экспозиции представлены маски XX века, а также современные произведения, которые изготавливались либо на заказ, специально для проведения карнавала, либо для украшения интерьера. История венецианских карнавалов начиналась в Древнем Риме, затем их традиции были перенесены в 1094 год (народные гулянья предшествовали Великому посту перед Пасхой и завершали зиму). Потом на долгое время маскарады были забыты и возобновлены только в XX веке. Руку к их возрождению приложил знаменитый французский модельер Пьер Карден. Появилась мода на маски и соответственно появились их разновидности, но от традиций по-прежнему стараются не отходить.
Кроме того, гостей ждут мастер-классы по росписи венецианских масок, бесплатный аудиогид, возможность сделать фотографию, примерив маску в красивых интерьерах.