Маркиз де Пуболь

Татьяна ПЕТРОВА
11.01.2019 15:02
Калужане могут познакомиться с уникальной экспозицией графики величайшего гения XX века

     Параноидально-критический сюрреализм сделал его великим живописцем, графиком, скульптором, режиссёром, писателем. Этот знаменитый испанец при рождении был назван Сальвадор Доменек Фелип Жасинт. Но весь мир знал его как Сальвадора Дали.

В Калугу в музей изобразительных искусств привезено около 80 графических работ Дали из собрания известного российского коллекционера Павла Башмакова. Это подлинники. На каждом листе рукой Дали проставлен порядковый номер отпечатка.

     Выставка называется «Сюрреализм – это Я», работы из самых значимых серий графики «Двенадцать колен Израилевых», «Поиски Грааля» и «Biblia Sacra». Эти названия очень много говорят ценителям искусства, специалистам-искусствоведам, художникам, но, боюсь, мало что скажут простому обывателю. Они скорее придут просто посмотреть на подлинники. И будут правы. Этого пропустить нельзя, даже если вы считаете вульгарными эти ниточки вздернутых усов, вечно вытаращенные глаза, совершенно бредовую причудливую манеру живописи, перечеркивающую все, что вы знали о живописи вообще.

     Да, художник был экстравагантен до безумия. Сюрреализм Дали – это неограниченная свобода от какого-либо эстетического или морального принуждения, творческий эксперимент, в котором нет правил. Это совмещение сна и реальности, абсурдное и противоречивое сочетание натуралистических образов.

    На первый взгляд некоторые его работы могут показаться выполненными ребенком, малюющим нечто неуверенной рукой. Но приглядитесь, и вы увидите закономерность, нарочитость, стиль, присущий только ему, Дали. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

Свою манеру в искусстве сам Дали с гордостью именовал параноидально-критическим методом. Суть его в том, что художник критически — дерзко, скандально, колко, провокационно, парадоксально, непочтительно — относился ко всем ценностям, традиционно дорогим человечеству.
     Серия графических работ, иллюстрирующих Библию, самая масштабная у Дали: 105 потрясающих полотен, посвященных Ветхому и Новому Заветам, выполнены в смешанной технике. Проиллюстрировать Библию было предложением Ватикана и итальянского миллиардера Альбаретто.  В интерпретации великого сюрреалиста Книга Книг открывает иные смыслы и грани. Но это живопись в манере Дали, кстати, чье имя – Сальвадор – означает Спаситель. Неподготовленному человеку с ходу трудно понять, какие сцены из Библии изображены. Правда, без труда можно узнать «Вавилонскую башню», «Первородный грех», изображающий Адама и Еву, «Снятие с креста». Но подольше поизучав графические изображения, начинаешь замечать мелкие детали, штрихи и понимаешь, что клякса – это не пером капнуло, она наполнена смыслом, экспрессией и находится на положенном ей месте.

     Его библейские работы при всей кажущейся на первый взгляд противоречивости и спорности привлекают внимание. В том числе и к прочтению Священного Писания. Библия с рисунками Дали была выпущена в 1967 году в Милане. Первый экземпляр в переплете из флорентийской кожи был подарен Папе Римскому.

     Серия «12 колен Израилевых» была посвящена 25-летию образования Израиля и повествует об истории 12 сыновей Иакова, образовавших израильский народ. В основу Дали положил изображения символов каждого из колен. Эта серия также считается значительной в творчестве Дали.

     «Поиски Грааля» - это иллюстрации волшебного мира легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Это настоящие шедевры, объединившие сновидения, галлюцинации с изяществом штриха, виртуозностью линий и цвета.

     Нам повезло, что мы можем увидеть эти графические оттиски, подписанные рукою великого мастера, что можем постоять у его работ, разгадывая в схематичных набросках, штрихах, мазках и цветовых брызгах символику философии Сальвадора Дали.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Важно

Сальвадор Дали является автором логотипа известных леденцов «Чупа-Чупс». Энрик Бернат, основатель компании, лично попросил у Дали помощь в создании логотипа. И вот на старой газете из-под руки сюрреалиста появилось всемирно известное на сегодняшний день лого. Решение разместить логотип сверху леденца, а не сбоку, было тоже гениальным предложением Дали. Когда Дали с друзьями собирались за ужином в ресторане, Дали просил оформить счет на себя. Платить нужно было по чеку, поэтому на нем Дали рисовал какой-нибудь скетч. Он знал, что никто не станет его обналичивать, поскольку его рисунки считались в сто раз более ценными.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика