Кукла в ядерный век

Сергей МАРКУС
22.01.2021 15:27
Текстильное ремесло по-хлудневски.

К народному искусству есть два подхода. Музейно-реставраторский, консервативный, и трепетно-экспериментальный, творчески-свободный. Так и случилось с хлудневским промыслом глиняной игрушки. Несколько лет назад мастерица Мария Васина из Обнинска решила делать в «эстетике Хлуднево» шитые из тканей куклы. В августе прошлого года на фестивале «Хлудневское древо» в Калуге она получила диплом за серию оригинальных работ. «Мне всегда нравился дух хлудневских глинянок, – говорит Мария, – их настроение и простота росписи – яркими сильными пятнами. У них же свой философский взгляд на мир, своя пластика… Но я не работаю с глиной. Захотелось по-хлудневски применить навыки текстильного ремесла».

e89hWf9Xn-Q.jpg

Народное, русское…

– Мария Борисовна, как вы стали мастерицей народного стиля?
– Я родом из подмосковной Вереи. Родители были педагогами, вели предметы, связанные с трудом, рукоделием. В этом я пошла по их стопам, стала учителем в школе

№ 12 Обнинска. А высшее образование получила в педагогическом институте в Орехово-Зуеве. Так что смело можно сказать: тяга к ремёслам передалась от семьи. Уже маленькой я умела многое делать своими руками. Естественно, перепробовала немало, но душа потянулась к русскому народному. Стала пробовать в разных материалах и разных традициях. Параллельно изучала этнографические образцы и в музеях, и на специальных семинарах. Базовыми являются, конечно, музей декоративно-прикладного искусства в Москве и Российский этнографический музей (РЭМ). А нам в Калужской области повезло особо: есть Дом мастеров с богатейшим собранием предметов именно нашего края, а также сильно развивающийся в последнее время «Дом народного творчества и кино». А для себя я собрала небольшую коллекцию деревенских предметов и открыла в деревне Свитино свой домашний музей. Назвала его «Музей Добра». Здесь двойное смысловое значение: добро как вещь, нечто материальное, и добро как духовное качество человека.

– Вы получили диплом за серию оригинальных работ, ведь ранее никто не мастерил кукол из ткани в стиле глиняных изделий Хлуднева, не так ли? Как пришла такая идея?
– Современный мастер, очевидно, должен подобно дереву иметь и корни, и ветви, развиваться свободно, питаясь соками традиции. Это моя жизнь и мои корни. Теперь самые малые детки могут и мять мои игрушки, и кидать их (что недопустимо с обожжённой глиной!), и, наигравшись, подклеивать на липучку фигурки обратно. Радует, что новации мои быстро получили высокий общественный отклик: в 2017 году на выставке-конкурсе «Родное. Близкое. Своё» в Калуге я получила диплом за подписью министра культуры нашей области Павла Александровича Суслова. В нём отмечено именно «оригинальное решение темы хлудневского промысла».

7KK_9NV70yk.jpg

«Хлудневское древо»

– Есть ли у вас ученики?
– Моё основное место работы – педагог средней школы в Обнинске по предмету «Технология». Там пятые – седьмые классы шьют, вышивают, вяжут, мастерят. Сам-то Обнинск – молодой, нисколько не архаичный. Первый наукоград России, колыбель ядерной промышленности, крупнейший центр ядерной медицины. И соответственно его жители – люди науки, современных технологий. И вот именно им так важно не только знать своё прошлое (умом и глазами), но и продолжать его творчески (своими руками). Добавим ещё важный момент, и для педагогов, и особенно для родителей: ребёнку важно развивать мелкую моторику пальцев рук! Особенно в цифровую эпоху смартфонов и планшетов.

– Нужно ли кому народное искусство, кроме музеев?
– Многим хочется самим научиться делать то, что делали наши дедушки и бабушки. Это корни наши. Они живые. Без них – жизни нет. Потому так и важны конкурсы, выставки, фестивали. Как сильно подаётся, к примеру, ставший уже ежегодным фестиваль «Хлудневское древо», получивший в прошедшем году статус третьего всероссийского, – в центре Калуги со всероссийским размахом, с участием мастеров разных направлений, техник и школ из разных областей страны. Душа и мотор, организатор этого уникального процесса – Вадим Борисович Востриков, заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусств «Дома народного творчества и кино «Центральный».

Вызывает восхищение, что руководство области передало огромное здание кинотеатра «Центральный» под Центр народного творчества. Планирует его обновление с приспособлением под работу творческих клубов и мастерских – всё ради сохранения и – главное! – развития наших традиций. Скажем образно: листья и цветы на дереве живы, когда здоров корень. И мы питаемся от корней. И развиваем традицию. Она не стоит на месте.

ИЗ ДОСЬЕ

Мария Васина – с 2017 года член Союза художников Подмосковья. Участник многих выставок. Ее композиция «Женщины тыла» отмечена специальным дипломом всероссийской выставки-конкурса «Салют Победы» 2019 г.
Дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса «Хлудневское древо» 2020 года в номинации «Текстильная кукла».
Лауреат I степени выставки, посвящённой 70-летию Великой Победы, в номинации «Текстильная кукла».
Лауреат II степени фестиваля-конкурса «Ты душа моя, игрушечка» в Липецке.
Дипломант выставок-конкурсов «Родное. Близкое. Своё» в Калуге 
2017 г., «Моя любимая кукла» в Медыни.
В 2014 году провела две персональные выставки «Народный календарь. Традиционная русская кукла» в Обнинске и Наро-Фоминске, в 2019-м – выставку кукол в костюмах Архангельской и Калужской областей и северной вышивки в Каргополе в рамках праздника народных мастеров России «Традиции и время».



Фото из личного архива Марии Васиной.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика