Когда колядки были настоящими

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН
15.01.2021 15:26
Народные праздники: возрождать или не мешать?

    Под Рождество или старый Новый год я стараюсь выбираться в сёла – смотреть и снимать традиционные колядки. Для большинства жителей городов, особенно крупных, удивительно, что во многих глухих (и не очень) районах области до сих пор в сочельник ходят по домам ряженые, поют припевки с пожеланиями счастья хозяевам, причём это вовсе не клубная работа! Ра-зумеется, традиции сохранились по-разному – где-то на пятёрку, где-то на двоечку.

    Мещовское ополье – регион, охватывающий с давних времен полеводческие села и деревни нынешних Мещовского, Бабынинского и Козельского районов. Несмотря на свое центральное положение на карте области, почему-то здесь в большинстве населенных пунктов уцелело много народных календарных традиций.

    В этот раз я выбрал станцию Кудринская Мещовского района. Не случайно. От выходцев оттуда слышал реплики вроде: «В Кудринской еще колядуют… По-настоящему, по-старинному…» Добирался на автобусе, и в нем попутчики активно обсуждали тему колядок: «Мой внук сегодня пойдет…» – «И у нас дети собираются…» Конечно, при этом традиционно вздыхали: «А вот раньше куда веселее и интереснее было, разве сейчас колядуют!»

    Вот и Кудринская. К этой станции выходят несколько почти слившихся сел и деревень. На улицах много ребятишек.

    – Собираетесь колядовать? – интересуюсь.

    – Да нет, не собираемся. Может, завтра пойдем днем…

   – Рано приехали! – говорят взрослые. – Завтра пойдут!

    – Утром? Был и кое-где уцелел и такой обычай, родственный вечерним колядкам, – Христа славить рождественским утром.

    – Нет, днем! У нас уже несколько лет храм возобновили, батюшка организует. Расписывают пряники, дарят их сельчанам, поздравляя с праздником. Интересно получается, всем нравится.

    Охотно верю, что праздник веселый и интересный, но, простите, разве это колядки? Раньше ведь, наоборот, колядовщиков и христославцев благодарили за поздравления пряниками и конфетами…

    – Ну да, неофициально вечером ходят, – продолжают собеседники. – Но это так, сами по себе. Собираются ребятишки, человек по пять. Еще недавно много компаний ходило, и местные, и горожане, кто на каникулы приехал. Не знаю, пойдут ли сегодня…

    – Да, – вступает в разговор тетушка. – Еще лет десять–двадцать назад и с гармошками по улицам ходили, и в санях с лошадкой ездили. Рядились по-разному, цыганами, например, платки обязательно, шубы выворачивали… В дома заходили, пели «Коляда пришла, отворяйте ворота»... Обязательно зерном посыпали в доме. «Сею-сею, посеваю, с Рождеством вас поздравляю…» Никто не обижался, что мусорили, наоборот, маленьким ребятам конфеты давали, компаниям постарше – денежки на пиво… Вон в клубе же дети собираются, – вдруг вспоминает собеседница.

    Из сельского Дома культуры вскоре появляется компания девчонок в ярких платках в сопровождении держащейся поодаль женщины.

    – Хочу показать своим девочкам, что такое колядки, вот нарядились… – говорит она.

    Наряды действительно были вполне традиционными и вместе с тем креативными, пели у ворот девчонки тоже задорно и от души, но вот текст разочаровал: современный стишок про Ангела и Рождение Христа. А где же традиционное «Коляда, коляда, отворяйте ворота, открывайте сундучки, доставайте пятачки, пятаков нет – доставай конфет…»?

    – Нас так научили, – отвечают девочки…

    Увы, ситуация типична. С таким приходится сталкиваться в разных местах, причем все чаще.

* * *

    Хочется кричать: работники сельских Домов культуры, учителя, настоятели сельских храмов! Возрождать народные традиции, приобщать людей к истокам – дело нужное и важное. Но не губите при этом то, что еще осталось! Проводите традиционные праздники не по типовым сценариям, сделайте так, как испокон веков велось именно в вашем селе!

    Поймите: в книгах о народных традициях они описаны «в среднем». Чуть ли не в каждой деревне было что-то свое, не говоря уже о более крупных этнографических регионах – в этом и есть настоящие корни! Один пример: наши реконструкторы вручают колядовщикам бумажную звезду на шесте. Понятно, в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» так показано. И в книгах написано. Но там Малороссия, там Киевская Русь или, например, старообрядческое Поволжье. А Калужская, Орловская, Тульская области – земли вятичей, позже всех славян принявших христианство. У нас всегда были сильны языческие мотивы. Ни разу, беседуя со старожилами, не слышал я про хождения со звездой, у нас с козой ходили! Пели: «Кытюшка, кытюшка, козел-козелок, повадился во ленок…» Тот же обычай «посевания в доме» – пожелания плодородия – разве это не интересно и познавательно? Это же местная «фишка». Можно и туристам показывать.

    Ну почему вы так уверены, что «никто ничего не помнит»? Поговорите с соседями – коренными жителями. Даже не со стариками. В ополье люди 50-60 лет еще помнят, как «хоронили кукушек», «завивали венки», «городили на Святках». Я же приезжий и никого у вас не знающий человек без проблем нахожу информаторов...

    А традиционное «Коляда, коляда» я все-таки на Кудринской услышал. Спели увитые мишурой ребята лет 18–20, покупавшие пиво в сельмаге: «Мы уже по улицам поселка прошли, всех поздравили!»

Фото: Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика