Хорошее место для Пушкина: где поставить памятник

Андрей ГУСЕВ
09.07.2020 13:57
Недавно в Калуге стало известно о возможном появлении скульптурной композиции, изображающей Александра Пушкину и Наталью Гончарову работы мастера Олега Комова (1932-1994).

Одним из предполагаемых мест ее установки может быть благоустраиваемая набережная Яченского водохранилища. Впрочем, судя по опросу, проведенному в наших группах в соцсетях, единодушного мнения калужан по этому поводу нет.
Мы встретились и поговорили с заместителем городского головы – главным архитектором города Калуги Алексеем Комовым о том, где может быть установлена эта композиция.

Алексей Комов сразу же пояснил, что с конкретным местом ее установки еще ничего не решено. Хотя градоначальник Дмитрий Денисов недавно, правда, по другому поводу пояснил, что установка памятников – не прерогатива исполнительной власти, то, что по поводу места памятника Пушкину возникла дискуссия, Алексей Комов считает абсолютно нормальным явлением и практикой, которую нужно поддерживать.

- Алексей Олегович, расскажите, какова история этого памятника и почему он может быть установлен именно в Калуге?

- В 1989-м году, когда отмечалось 190-летие поэта, скульптору - моему отцу был сделан заказ министерства культуры СССР на создание памятника Пушкину и Гончаровой для калужского края. Он с архитектором Ниной Ивановной Комовой, моей мамой, с которой с середины 70-х годов совместно поставили больше трех десятков памятников, приступили к работе.

Были идеи поставить либо в Полотняном, либо в Калуге. Но вихри перестройки затормозили развитие проекта. Были задумки поставить в Москве, что характерно у Никитских ворот и на Арбате, где впоследствии после смерти отца памятники Пушкину и Гончаровой появились всё равно, но других авторов.

А тогда отцу сделать этого не удалось, новая демократическая власть в лице мэра Попова сказала, что пушкиных и так в столице достаточно. В сентябре 1994-го отца скоропостижно не стало, а памятник был к тому времени готов к отливке. Он до сих пор стоит в мемориальной мастерской, где работает мой старший брат. Помню, как 15-летним подростком помогал в мастерской отцу, делал на рабочей модели памятника Пушкину и Гончаровой черновую работу.

После смерти отца история с Калугой возобновилась, когда губернатором стал Валерий Сударенков. Установку в Калуге поддержали несколько федеральных общественных организацией от Российской академии художеств до Всероссийского пушкинского общества. Потом снова всё замялось, но идею воплотить наказ ещё Минкульта СССР и поставить его в Полотняном заводе или в Калуге наша семья не оставляла.

В 2013 году в Москве в Пушкинском музее проходила выставка нашей художественной династии «Форма – Пространство – Цвет». Там я впервые встретился и вместе с моим старшим братом Ильёй Комовым, членом-корреспондентом Российской академии художеств поговорил с Виталием Бессоновым, который сейчас является директором краеведческого музея-заповедника, он тоже выразил заинтересованность. Но идея тогда снова ушла в песок.
- И тут вы стали работать в Калуге и началась реновация набережной Яченского водохранилища…
- Установка памятника на набережной – это всего лишь один из вариантов с моей стороны. Городская набережная – сооружение искусственное, рукотворное. Если ее не насыщать разными созидательными смыслами, она так и останется на отшибе, никогда полноценно не запустится. Не говоря уже о том, что надо пускать общественный транспорт и обязательно заниматься подходами к ней.

Даже если будут спроектированы точки подключения для малого бизнеса, а они предусмотрены сейчас в проекте. Камерный памятник на небольшом "зеленом квадрате", не попадающем, кстати, сейчас под благоустройство, – это одна из попыток дать ещё одно звучание территории.

Один из важных моментов, почему там имеет смысл установить Пушкина и Гончаровой, заключается в том, что он, как культурная достопримечательность потянет творческие активности, привлечет людей. Так, скульптура знаменитых супругов могла бы привлечь иногородних туристов и стать очередной «обязательной» точкой для свадебных кортежей, а небольшой сквер — местом для романтических прогулок и творческих мероприятий.

Это постоянные потоки, которые могли бы оживить территорию. А при таком развитии, когда станет возможна круглогодичная активность, и тому же бизнесу будет интересно.

Вообще, присутствие памятников Пушкину в наших городах и за рубежом это, прежде всего знак присутствия Русской Культуры, а не просто отметка пребывания некоего деятеля в местных краях.

Кстати, меня отчасти натолкнула на установку памятника, легендарная лестница, которая спускается от музея космонавтики к набережной, и сейчас будет восстанавливаться. На ней были известные в народе "пушкинские фонари" и ограда. Дизайн отнюдь не космический. Потому набережную, может быть, не следует рассматривать однобоко, если даже в известной и любимой калужанами лестнице была такая эклектика. Сейчас возникает совсем другой контекст, которого не было ни в 80-е годы, ни даже 10 лет назад. Поэтому ее вполне можно было представить каркасом значимых культурных смыслов, помимо спорта и космоса.

Эту идею я и озвучил, когда представлял концепцию работ по набережной руководителю области Владиславу Шапше. Собственно, это одна из идей предлагаемого места, где мог бы быть установлен памятник.

- Значит, вы рассматривали и Полотняный завод?

- Что касается Полотняного завода – усадьба в 1989-м году и сейчас - конечно, большая разница. Тридцать лет назад там еще мало что было сделано и памятник было ставить просто негде. В течение последнего года я несколько раз бывал и осматривал локации в усадьбе с директором музея Виталием Бессоновым. Для меня стало очевидным, что подходящего места возле усадьбы нет, везде в ракурсы что-то постороннее наслаивается и вылезает. А ставить его на отдалении от дома в парке или полях – нужны очень большие средства и сроки на освоение территорий, что практически невозможно в нынешних условиях. Да и композиция сама по себе все-таки хотя и камерная, но городская. Она должна стоять не просто на природе, а в архитектурном окружении на фоне зелени, с подходом к ней. Я у мамы поинтересовался, где в Калуге хотели тогда поставить. Выяснил, что, скорее всего, на Золотой и Пушкинской аллее.

- А с ней что не так? В Пушкинском сквере, например, установить полноценный памятник…

- Был и такой вариант его установки вместо бюста Пушкина. Бюст можно было бы передать 6-й школе, которая носит имя поэта, спланировать его установку на её территории. Это был бы и значимый образовательный жест.
Но тут важно мнение калужан, краеведов, которые привыкли к бюсту у Каменного моста. Любое вторжение в сформированную годами, десятилетиями среду должно быть крайне аккуратным и сбалансированным.
- Мне почему-то пришла в голову мысль, что такой памятник хорошо бы смотрелся в реконструированном дворике краеведческого музея…
- Там было бы очень хорошо. Очень архитектурно, по сравнению с усадьбой в Полотняном заводе. И площадка для литературных мероприятий есть.
Но для меня в этом нет новой темы развития места, он будет стоять в готовом антураже, где уже сформировалась среда и не станет катализатором новых процессов, на мой взгляд. Хотя идея замечательная, не спорю.

- Если я правильно понял, окончательное решение еще не принято?

- Да, как видите, есть несколько предложений, локаций. Я убежден, что есть шанс, которому уже 30 лет, который сейчас навстречу юбилею города можно, наконец, воплотить. И открыть долгожданный памятник в день рождения великого поэта на следующий 2021-й, юбилейный для города год.
Памятник нам осталось только отлить, а благоустройство провести качественно и локально – спланировать площадку перед ним, сделать озеленение, поставить удобные скамейки. Главное – затвердить место, и чтобы калужане с этим выбором согласились.

Справка: Олег Константинович Комов — выдающийся советский и российский скульптор, график.
Народный художник СССР (1987). Действительный член АХ СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1981). Для его работ характерен лаконизм форм, камерность масштаба, соразмерность зрителю и корректность контексту исторической архитектурной среды. Фигуры его памятников обычно дополнены характерными историческими деталями или предметами.

Олег Комов - автор многих памятников в Москве,  других русских городах и за рубежом выдающимся деятелям русской культуры, ярким историческим личностям. Среди них памятники Александру Пушкину в Твери, в Пскове, в Болдино, Александру Суворову, Андрею Рублёву в Москве, Королеву и Гагарину в Таганроге, Ярославу Мудрому в Ярославле, Козьме Минину в Нижнем Новгороде, Курчатову в Обнинске, Федору Коню в Смоленске, Циолковскому в Рязани, Илье Репину в Киеве, Венецианову в Вышнем Волочке, Лермонтову в Тарханах и многих других.

3605e262-9ef2-4a58-81cf-49515c135944.jpg

ук.jpg

 Фото: страница Алексея Комова в Facebook

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика