Калужский художественный музей выставил старинные гравюры «Шекспировской галереи»

Татьяна Савкина.
29.11.2019 11:14
Экспозицию составили работы английских и немецких мастеров конца XVIII начала XIX вв.

CIMG9462.JPG

Проект посвящен 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира и Году театра. Экспозицию составили гравюры английских и немецких мастеров конца XVIII начала XIX вв., жители города их смогли увидеть впервые. Интересно оказалось прикоснуться к такой литературной истории. Каждая работа на выставке рассказывает определенный сюжет из шекспировских произведений – «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Два веронца», «Как вам это нравится». Все это – произведения из «Шекспировской галереи», изданной Джоном Бойделлом три столетия назад. Около каждого хочется стоять и пристально всматриваться, замечая все новые детали. Всюду здесь кипят страсти, всюду дуэли взглядов, скрещенья рук… Четко проработаны облака, море, колонны дворцов, фактура ткани одежд героев, ее благородный блеск и даже самая маленькая складка на камзолах, струящихся платьях и ниспадающих накидках. Все эти листы дошли до нас сквозь карусель времен, ощущение, будто ты оказался в мире старой доброй Англии, где еще витает «дух Шекспира». Эти резцовые гравюры сделали искусные мастера прошлого – Джошуа Рейнольдс, Генрих Фюссли, Уильям Гамильтон, Ангелика Кауфман и другие. Без сомнения, был проделан большой труд, но результат очень эффектный.

- Эти работы ранее не выставлялись. Расцвет английской гравюры - XVIII - XIX века. Отличительная черта ее в том, что все листы выполнены в пунктирной манере, которую еще называют «карандашной». Эту манеру разработал итальянец Франческо Бартолоцци, приглашенный в «Королевскую галерею» Лондона для того, чтобы перевести в гравюру рисунки, которые там хранились. Но надо обратить внимание на сам проект, он был уникален. Художник, издатель, гравер Джон Бойделл замыслил сформировать в Англии школу исторической живописи, потому что таковой в конце XVIII века не было. Были замечательные анималисты и портретисты, но исторической живописью они не занимались. Бойделл внес капитал, чтобы для школы выстроить здание. Предполагалось, что на первом этаже должны экспонироваться гравюры, а на втором – живописные полотна. Каждый, кто приходил, мог увидеть картину. И с нее же делалась гравюра. Это дорогостоящий заказ с привлечением самых лучших живописцев и граверов. Поскольку, дело было затратным, оно не пошло. Многие картины были распроданы или погибли, а вот гравюры остались. Они позволяют нам увидеть проект, посвященый Шекспиру Здесь представлен срез творчества писателя, как его ранние и зрелые работы, так и поздние, к таковым можно отнести «Зимнюю сказку»,- сказала куратор выставки Марина Зверева. 

CIMG9460.JPG

В XVIII веке писатель, поэт и драматург стал вновь популярен, после почти столетнего забвения интерес к нему возродился. В каждом театре показывали пьесы Шекспира. И по сей день они привлекают внимание экспрессией, накалом страстей и вечными темами, которые всегда будут волновать человека. Что любопытно, пьесы иллюстрировались, к каждой заказывалось от одного до двух изображений. Трагедия считалась более значимой, к ней создавали три картины и соответственно, три гравюры. А вот комедия, как более легкий жанр, получала одну живописную работу и одну гравюру. Кстати, в те времена режиссер мог по своему видению переделать пьесу, поэтому спектакль «Ромео и Джульетта» мог закончится вполне счастливо.

CIMG9468.JPG

В экспозиции выделяется работа, которая написана в другой технике - меццо-тинто – портрет Сары Сиддонс, знаменитой английской актрисы, лучшей леди Макбет за весь период мирового театра. Сиддонс сыграла около пятнадцати ролей в шекспировских пьесах, в том числе и в «Гамлете». Техника меццо-тинто как нельзя лучше передает всю красоту ее наряда, все оттенки черного цвета. Это английская гравюра, которая появилась еще до создания бойделловской «Шекспировской галереи».
Вторая часть выставки - тоже шекспириана, но она создана немецким художником Морицем Ретчем. В экспозиции – самая первая серия Ретча – контурные иллюстрации к трагедии «Гамлет», которые тоже привлекают внимание. Художник проиллюстрировал каждый акт, многие сцены.

- На мой взгляд, это даже более редкие вещи. Я нигде не встречала, чтобы их вообще экспонировали, хотя в свое время художник был известен, как иллюстратор Шекспира, - отметила Марина Зверева. 

Работы сопровождает подробный текст. Музейщики выбрали отрывки пьесы «Гамлет» в литературных переводах разных авторов.

Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика