Испытание великим нашествием

20.11.2020 12:12

    Начало: Испытание нашествием

   Бросок через Оку

    Численный перевес войск Ахмата, скопившихся к началу августа 1480 года на правобережье Оки напротив позиций московских воевод, выглядел подавляющим. Едва ли они могли себе позволить шелохнуться, тем более совершать перемещения и вылазки на правый берег. Приходилось дожидаться подкреплений и промахов неприятеля. Так что Великому стоянию на Угре предшествовало долговременное стояние на Оке, которое, впрочем, не было русским ратникам в диковину.

    Вдали от зоны ответственности московских воевод, примерно в 150 километрах (если мерить по дорогам) от Серпухова, отдельный корпус Ахмата рыком форсировал Оку выше Перемышля и вышел к Воротынску. Поскольку эти земли принадлежали князьям, признававшим главенство польского короля Казимира, в Москве об этом маневре мало кто знал. Прорыв ордынской конницы через польско-литовские владения летописцы приурочат к более позднему времени.

    Нападение ордынцев, по-видимому, застало местных князей врасплох, ведь Казимир уже десять лет находится с Ахматом в союзе. Доказывая полное пренебрежение к королю, к «союзническим» обязательствам и высокопарным клятвам, ханские полководцы подавили сопротивление князей Воротынских, а их лучшие города подвергли разгрому (впоследствии Воротынск и Перемышль будут включены летописцами в общий список разоренных городов, составленный по итогам нашествия). Спасаясь от ордынских всадников, княжеские отряды бежали через речной перевоз на московскую сторону Угры. Московские летописцы, наверное, сочли ненужным упоминание об этом «мелком» происшествии. Но то, что не сохранило летописание, донесли до потомков церковная традиция и архитектура.

   Тайна древнего монастыря

    После перехода в 1492 году князей Воротынских на службу к Ивану III рядом с перевозом через Угру князь Дмитрий Воротынский, младший из братьев Федоровичей, обустроил Спасо-Преображенский монастырь. Основой монашеской обители стал храм, возведенный в честь Преображения Господня, который впоследствии был выстроен в камне. По ряду архитектурных признаков историки средневековой культуры Руси наделяют его значением храма-памятника, своего рода мемориала, запечатлевшего какую-то яркую для жителей Поугорья страницу в эпопее 1480 года.

    Чтобы докопаться до сути, следует обратиться к церковной традиции. На Руси праздник в честь Преображения Господня был учрежден в конце X столетия (по летописным данным, в 995 году) ее крестителем князем Владимиром, основанием для этого послужил важный эпизод борьбы со степным неприятелем. В ту эпоху таковым являлись грозные печенеги, доходившие в набегах до стольного Киева. В сражении с ними Владимир однажды потерпел поражение у берегов Стугны, которая так же, как и Угра, препятствовала прорывам врагов к столице. В суматохе битвы Владимир Святой был вынужден спасаться от преследователей бегством и укрылся под перекинутым через реку мостом. Предавшийся молитве князь чудом уцелел, а потом в благодарность за спасение повелел построить в соседнем городе Василеве церковь, которая стала на Руси первым храмом Преображения.

    Очевидно, с князем Дмитрием Федоровичем произошел похожий случай. Ученые священнослужители, а их в окружении княжеской персоны было немало, любили в поисках ответов на злободневные вопросы современности обращаться к прошлому. В данной ситуации аналогия напрашивалась сама собой.

     Если опираться на незыблемую церковную традицию, которая не допускала, в отличие от «суетного» летописания, колебаний в угоду политическим интересам власти, то историкам придётся вносить серьезные поправки в привычную хронологическую шкалу событий. По-видимому, хан Ахмат уже в первые месяцы нашествия обеспечил плацдарм близ устья Угры для дальнейшего наступления. Со времен Карамзина считалось и считается до сих пор, что войска Ахмата вышли к берегам Угры только в начале октября 1480 года. Однако упускалось из виду, что люди в эпоху Средневековья жили по церковному календарю. Счастливое спасение воротынцев и их князя Дмитрия было сориентировано в народной памяти на день Преображения, а он отмечался 6 августа.

   Калуга - в пробеле

    Тактика ордынских полководцев, досконально изученная исследователями, не позволяла предоставлять противнику в условиях прорыва и оперативного развертывания войск в наступлении малейшей передышки. Следующим пунктом на пути неприятельской конницы к Москве неминуемо должна была стать Калуга. Городская крепость располагалась от угорского перевоза всего в 12 километрах по дороге, проложенной через Калужский бор вдоль побережья Оки - при конной скачке «на рысях» не более часа пути. В том, что над городом 6 августа и в ближайшие дни нависала страшная угроза, можно не сомневаться.

    По непонятным, загадочным на первый взгляд причинам в летописных рассказах, посвященных описанию нашествия Ахмата, о Калуге не упоминается вообще. Перед наступлением ордынцев она послужила предметом политического торга на переговорах Ивана III с выступившими в защиту удельных свобод родными братьями. Государь передал Калугу в удел Андрею Горяю, однако передача владельческих прав, сопряженная с рядом сложных процедур, не успела состояться. Казалось бы, летописец держал руку на пульсе событий, а тут вот с ним приключилось «затмение»… Как давно подметили историки, в русских письменных источниках, отражающих течение событий в августе-сентябре 1480 года, зияют пробелы.

DSC_0365.JPG

Фото: Георгий ОРЛОВ. 

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика