«Есть счастливые люди, которые не знают, кто я такой»

Анна ПОЗИНА, «Известия»
11.10.2019 11:55
Актёр Фёдор Добронравов - о судьбе комика, продюсировании фильмов и первом творческом вечере.

    Он ностальгирует по советским героям, не устал от «Сватов», но считает себя в первую очередь театральным актёром. Об этом народный артист России рассказал «Известиям».

    Федор Добронравов в 1988 году окончил Воронежский государственный институт искусств. В 1990-м по приглашению Константина Райкина переехал в Москву. С 1990-го — актер театра «Сатирикон», с 2003-го служит в Московском академическом Театре сатиры. Дебютировал в кино в 1990 году. Известен ролями в сериалах «Тайны дворцовых переворотов», «Папины дочки», «Сваты» и др. Снялся более чем в 120 проектах. 

    — Ваши сыновья — популярные актеры Виктор и Иван Добронравовы — много снимаются, и вот мы наконец увидим вас вместе на экране. Недавно закончились съемки фильма «От печали до радости», где вы выступаете продюсером. Каково это — играть с детьми?

    — Однажды, когда я снимался в «Сватах» в Крыму, ко мне в гости приехала вся семья, и режиссер Андрей Яковлев придумал маленький эпизод, чтобы я сыграл его вместе с сыновьями. Но настоящих совместных больших ролей еще не было ни разу.
Зато я с Виктором и Иваном играю в спектаклях. Но в «От печали до радости» мы впервые появимся втроем, чему я рад, давно хотелось в кино с сыновьями поиграть. Хотя и ответственно, ведь не знаешь, что выйдет после монтажа.

    — А как вы относитесь к тому, что в нашем кино не так просто выйти из определенного амплуа? Даже в новом «От печали до радости» ваш герой вновь мужик-трудовик, победитель заводских конкурсов…

    — Много лет подряд мне предлагали персонажи комедийного плана. Вот это хочется изменить. Сейчас я довольно часто отказываюсь от ролей, потому что хочется попробовать себя в разных жанрах. В Голливуде сами артисты могут влиять на выбор героя, им позволено экспериментировать. Комик вдруг создает трагический образ, и наоборот. В России такого пока нет. Режиссерам, наверное, удобнее следовать сформированному стереотипу.

    — Народная любовь к вам пришла после сериала «Сваты». Сейчас зрители ждут седьмой сезон. Вы не устали от этого проекта?

    — Не устал. В «Сватах» великолепные партнеры, режиссер, сценарий, в нем нет ничего, кроме добра, — ни политики, ни крови. Наверное, народная любовь из-за этого и пришла. В какой-то период, после того, как мы сняли уже шесть сезонов, я предложил завершить проект или сделать перерыв. Ведь шесть лет подряд мы занимались только этим сериалом. Но прошло пять лет, и я понял, как зрители полюбили его, нас постоянно спрашивают, как дела у героев, будет ли продолжение. Тогда мы решили возобновить съемки.

    Из-за геополитических неурядиц пришлось два года снимать в Белоруссии. Всё было прекрасно, персонажи все остались, новые появились, но опять пришлось приостановить работу. Надеюсь и молюсь, что мы скоро все доснимем. Пока что готова половина сезона.

    — Как думаете, какие темы и герои сегодня интересны зрителям?

    — Мне кажется, современного героя нет. Он размытый, неопределенный. Можно, наверное, сказать, что полицейский, следователь стал героем. Но это тоже навязанный образ. Мы сами себе его придумали. Может, потому что были лихие 1990-е, когда на улицах стреляли и процветал бандитизм. Видимо, это эхо тех дней.

    По большому счету сейчас нет героев, подобных тем, в которых мы играли. У меня была настольная книга «Тимур и его команда», еще кумиром мальчишек был Чапаев... Этим героям хотелось подражать. Гагарин, наша хоккейная сборная, которая всех побеждала...

    — Правда, что зрители сегодня хотят лишь развлекательное, легкое кино?

    — Мне кажется, это обман, что люди хотят развлечений. Я вижу это по театру. Философские спектакли встречают забитые зрителями залы, люди хотят сопереживать. Это же наша ментальность. Русским надо душами соприкасаться.

    — У американцев и европейцев нет души?

    — Мне кажется, что в Америке и Европе больше любят отдыхать, нежели работать. Их отдых доведен до высокого уровня. Мы же даже после тяжелой работы собираемся на кухне и говорим по душам. Нигде в мире так не делают! Нет у них культуры общения, ты — это ты, я — это я. У нас менталитет такой. Мы должны делиться своими мыслями, душевным состоянием.

    — Вы давно служите в Театре сатиры. Стал ли он для вас за это время домом или это уже устаревшее понятие?

    — Я без театра-дома вообще не могу. Был период, когда я ушел из «Сатирикона», чтобы почувствовать себя свободным. На то время мне так хотелось. Нет, я ни с кем не ссорился, ушел честно, ввел вместо себя актера… Но когда походил три месяца по Москве в невесомости, без «своего» места, мне стало очень некомфортно. Звонок от Александра Анатольевича Ширвиндта, который пригласил меня в Театр сатиры, стал судьбоносным. Уже 15 лет играю там и не могу без него. На сегодняшний день мне хорошо.

    Театр — такая неосязаемая вещь, его невозможно пересказать. Это фильм можно пересмотреть, а спектакль от спектакля отличается. Театральные фанаты знают любимые постановки до мелочей и ловят кайф от того, что сегодня было по-другому, чем в прошлый раз. Я играл с Евстигнеевым и не могу пересказать, насколько он был прекрасен. Космос!

    — Вы чувствуете себя больше театральным или киношным актером?

    — Всё, что я умею, — это театр. Да я и не знаю суперкиношных актеров. В театре я репетирую годами, оттачиваю интонации, голос, движения. В кино же пришел и за один раз, если умеешь, всё делаешь. Это раньше уезжали на съемки на полгода в экспедицию, обживали костюмы, репетировали. Сейчас такого нет. Фильм «От печали до радости» мы сняли за 29 съемочных дней. Гораздо легче было бы, если бы нам дали полтора-два месяца.

    — Вы как-то сказали, что актеры мало чем отличаются от детей. Мол, солидному, серьезному человеку «играть» в голову не придет.

    — Да, только дети могут играть и создавать иллюзию в себе. Взрослому человеку, если он не актер, несвойственно создавать миры вокруг себя. Причем в этот момент актер такой уязвимый, ранимый, можно что угодно с этим человеком сделать. 

Фото: Global Look Press/Natalia Shakhanova.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика