Ещё два раза про любовь

Татьяна ПЕТРОВА
18.12.2020 14:28
Главный театр региона представил вниманию зрителей премьеры.

    И оба спектакля о любви, и оба - комедии. Один на большой сцене драмтеатра поставил очень интересный молодой современный режиссер, уже известный своими постановками в разных театрах страны, Евгений Маленчев. В его интерпретации пьеса господина Мольера «Мизантроп» выглядит актуальной и на сегодняшний день. А режиссер Дмитрий Бурханкин поставил на малой сцене «Письма любви» - сентиментальную комедию американского драматурга Альберта Герни. Причем спектакль сделан специально на звездную пару актеров облдрамы — Михаила Пахоменко и Тамару Глеклер.

   Человеконенавистник?

    Мизантропом называют человека, который ненавидит людей и окружающее общество. И прежде всего за то, что они, по его мнению, отказываются быть собой, не лукавя и не притворяясь. По правде говоря, все мы иногда ненавидим себе подобных. Человек слаб, ленив и слишком подвержен различным влияниям. Разве это не противно?

    И все же пьеса Мольера «Мизантроп» о любви. И именно к человеку. Но только о любви без всяких компромиссов и условий.

    – Наш спектакль о столкновении ценностей и о том, какую цену нужно заплатить за возможность быть собой, – рассказал режиссер спектакля.

    И действительно, мы видим, что быть искренним и не лгать себе и окружающим ни единой клеточкой своего организма, не приспосабливаться и не соответствовать кем-то придуманным глупым нормам — непросто. И это еще очень больно, потому что в конечном счете ведет к полному одиночеству.

    Пьеса, написанная Мольером в стихотворной форме, должна бы, наверное, упростить понимание происходящего на сцене. Но нет, на деле стихотворные фразы придают спектаклю тяжеловесность, заставляя буквально вслушиваться и напряженно следить за произносимым. Актеры драматического театра произносят рифмованные строки почти скороговоркой, заставляя зрителя сосредоточиться на том, что они говорят. Из-за этого ощущения такие, будто в зале душно. Возможно, это прием, избранный режиссером намеренно, чтобы держать зрителя в напряжении.

    Однако ни эти сложности, ни метафоричность и символизм постановки не испугали калужскую публику, которая как завороженная не покидала своих мест до самого конца повествования, возможно, сраженная смелым обнажением правды прямо на их глазах.

    Мольер был великим экспериментатором на сценических подмостках. Не чужд экспериментам и Евгений Маленчев. Реальные отношения персонажей режиссер показывает через пластику движений и танцев актеров. Со стороны это похоже на шоу фарфоровых кукол, подчеркивает некую нереальность происходящего.

    Преображение героев, очищение от всего лживого зрители могут наблюдать и в меняющихся костюмах и декорациях художника Анастасии Бугаевой. Особенно поражают декорации, которые рисуют общество как некий аквариум, который по мере действия распадается, рушится самим мизантропом, обнажая голую правду.

    Бесподобна игра актеров. Особенно хочется отметить Вячеслава Соколова (мизантропа), раскрывшего богатый эмоциональный мир главного героя и показавшего чудеса акробатики, Зою Останину в роли Селимены, Дмитрия Казанцева в роли поэта Оронта и Вячеслава Голоднова (Дюбуа).

   Жанр в афише обозначен как «высокая комедия». Надо сказать, Мольер первым сделал смешное на сцене орудием борьбы с социальными проблемами. Поэтому комедии Мольера были названы «высокими». «Мизантроп» рождает ассоциации у нас прежде всего с грибоедовским «Горем от ума». Это потому, что на творчество Грибоедова Мольер оказал сильнейшее влияние, да и Грибоедов фактически повторил неудавшуюся любовную историю, рассказанную Мольером. И оба они выступают за искренность, и прежде всего между любящими людьми.

   Облдрама осталась без главного режиссёра

    Пока верстался номер, стало известно, что Владимир Хрущев покинул пост главного режиссера Калужского областного драматического театра.

    Член Гильдии режиссеров России, член Союза театральных деятелей РФ стал главным режиссером драмтеатра в 2017 году и отметил свое появление в Калуге ярким и талантливым спектаклем Homunculus по пьесе Максима Горького «Дети солнца».

   За прошедшие три года он поставил на калужской сцене пять спектаклей. Владимир Хрущев попытался внести в понимание того, что такое театр, собственное видение. Это и приглашение ярких режиссеров, и организация творческих лабораторий, и попытка организовать вокруг профессионального театра театры самодеятельные, и допуск непрофессиональных театральных коллективов на малую сцену облдрамы в ходе организованного Владимиром Хрущевым областного фестиваля самодеятельных театров «Дети понедельника».

    Губернатор Владислав Шапша объявил благодарность режиссеру «за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство и большой личный вклад в развитие культуры Калужской области». О том, кто мог бы стать новым главным режиссером и будет ли вообще сохранена эта должность, в театре пока не сообщают.

Фото: Виктор КРОПОТКИН.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика