9 сентября исполнилось пять лет со дня открытия диорамы «Великое стояние на Угре». Диорама, созданная знаменитым калужским художником Павлом Рыженко, открылась во Владимирском скиту монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни в 2014 году.
Это последняя и самая масштабная работа Павла Рыженко, ушедшего из жизни за два месяца до открытия его творения. Это огромное живописное полотно длиной 23,6 и высотой 6,7 метра. За год Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни и расположенный на его территории музей посещают около 25 тысяч человек.
Диорама размещается на том самом историческом месте, где происходили события её сюжета - военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. Оно положило конец ордынскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.
Летом 1480 года Ахмат вышел в поход против Руси. Основные русские военные силы встретились с ордынским войском на речке Угре. Так началось Великое стояние на Угре. Полгода войска стояли, разделённые рекой.
Значительную часть холста занимает озарённый солнцем русский лагерь. Художник изобразил и себя как вышедшего из боя раненого воина с саблей в руке. Голова его перевязана.
Главный же, по задумке художника, герой картины – преподобный Тихон Калужский (на дальнем плане с нимбом над головой и иконой в руках). Роль монашеской братии Тихоновой пустыни в тех событиях очень важна. Идея единства и непобедимости святой Руси, заложенная автором диорамы, видится в каждом ее штрихе, в каждом маленьком сюжете насыщенного историей полотна.
Павел Рыженко скончался 16 июля 2014 года от инсульта в возрасте 44 лет. К сожалению, у Калужской земли осталось от мастера всего несколько работ. Диорама «Стояние на Угре» - самая значимая из них.