«ДИКАРЬ» со стажем

Александр ФАЛАЛЕЕВ
21.02.2020 12:09
14 февраля в Калужском драмтеатре 120-й раз показали публике историю любви Пабло и Маргариты в постановке режиссёра Александра Баранникова.

    Открытая терраса загородного дома; вдалеке над крышей - горные вершины. Именно так, как и начинается пьеса Алехандро Касона "Дикарь", оформлена сцена. Действие спектакля разворачивается в минувшем веке в Испании.

   Обречённый на успех

    Две немолодые незамужние одинокие сестры приглашают в свою усадьбу молодую гувернантку Маргариту для обучения и воспитания их племянника Пабло. Удивлению учительницы нет предела, когда она узнает, что её воспитаннику 24 года! Когда-то разочарованный в семейных отношениях отец увёз сына в горы. Он там хотел забыть навсегда неверную жену Аделаиду, которую безумно любил. В итоге его сын Пабло оказался абсолютно не образован и не воспитан. И тут появляется Она. А дальше… Интриги, нелёгкий путь воссоединения сердец - от ненависти до всепоглощающей любви. Всё, как полагается в сказке.
 
    - Испортить эту простую пьесу, наполненную чистотой, было бы преступлением! – считает Александр Баранников. – Её просто нельзя поставить плохо. Я видел «Дикаря» в разных театрах, в том числе и в столичных. Но самой лучшей по сей день считаю работу Романа Валентиновича и его команды. Это был потрясающий спектакль! Великий! Я помню каждую его сцену. И даже взял оттуда одну очень важную для меня музыкальную тему.

    И ничего нет удивительного в том, что «Дикарь» Баранникова возвращает в памяти поставленный Романом Соколовым спектакль. Однако в остальном нынешний «Дикарь», прошедший проверку временем, выдержанный в лучших традициях, самобытен и так же непременно собирает полные залы! Аншлаг был и на этот раз. Пришло много молодежи.

   Чистое искусство

    Весьма любопытно, что режиссёр назвал свою работу романтической историей, так написано в программке, хотя автор пьесы считал ее комедией.

    - Чистых жанров в принципе не существует, - говорит Александр Баранников. - Чехов называл свои произведения комедиями, хотя в них больше грусти, чем смеха. В «Дикаре» достаточно много мелодраматического и романтического. Гениальный, очень простой текст пьесы. С одной стороны, незатейливый, с другой – очень глубокий, возвышенный, светлый, ясный. Лично мне по душе, когда зритель не хохочет на протяжении всего спектакля, где-то по-доброму улыбается, где-то задумывается, где-то грустит, а в итоге размышляет.

    И режиссер попал в точку. Скучать не пришлось! Время от времени я поглядывал в зал, сверяя свои ощущения с реакцией остальных. Зритель очень эмоционально реагировал на происходящее, прямо по Высоцкому: «… он то плакал, то смеялся, то щетинился, как ёж». А все, как видится, благодаря великолепной игре актерского ансамбля.

80575441_2563165297295312_8778404946723733504_n.jpg    В Калужской драме это не первый «Дикарь». В начале 80-х годов прошлого века с успехом на протяжении, кажется, восьми лет шёл спектакль легендарного Романа Соколова с Геннадием Роговым и Надеждой Бурнашевой в главных ролях. Публика ту постановку обожала. 

   Поимённо

    Очень колоритными оказались образы двух тётушек в исполнении заслуженных артисток России Надежды Ефременко и Людмилы Парфировой. Какая тонкая игра! Каждый их выход – море эмоций! Обе эти актрисы – очень яркие и самодостаточные, каждая из них обычно забирает на себя большую часть зрительского внимания. Но тут, играя двух совершенно разных сестер - строгую и гордую вдову тетю Матильду (Ефременко) и обаятельную добродушную девицу тетю Анхелину (Парфирова), - им удалось стать буквально одним целым. Изу-мительный получился дуэт!

    14 лет главные роли в спектакле играют Игорь Корнилов и Анастасия Семесенко. Корнилов великолепен в образе дикаря! Брутальный мачо, дико обаятельный и привлекательный своей непосредственностью, не признающий никаких условностей, притворства и лжи. Это одна из лучших его ролей. Анастасия Семесенко - Маргарита, которую Пабло тут же переименовал в короткое зычное Марга (как какую-то лань или косулю), полностью изменила моё представление о ней как о холодном строгом дикторе новостных передач местного телеканала «Россия». Играет восхитительно, изящно, убедительно через весь спектакль, на одном дыхании. Народный артист России Михаил Похоменко у Романа Соколова играл роль профессора. В этом «Дикаре» Михаил Арсентьевич создал неординарный, любопытный образ вроде бы вороватого управляющего имением сестёр, но отнюдь не ушлого мерзавца, а напротив, человека жёсткого, умного, матёрого. А вот Хэлио – его сын в исполнении Леонида Клёца – предстаёт совершенно неприятным интриганом, без чести и совести. Впечатляет! Хорош в роли безумного профессора заслуженный артист России Сергей Корнюшин – легко, ярко, комично! Михаил Катков играл Эсебио в первом «Дикаре» Романа Соколова и у Александра Баранникова весьма убедителен в той же роли. Получается, что с Эсебио артист знаком лет этак 50!

Фото: Александр ФАЛАЛЕЕВ.

Важно

Александр Баранников уверен: «Дикарь» - это спектакль для души. - Пусть человек думает о великом, вечном, - говорит Александр Георгиевич. - О том, чего в жизни не бывает, сказке, мы же всегда хотим этого, а иначе зачем вообще искусство?! И тут с режиссёром нельзя не согласиться. А долгая сценическая жизнь спектакля – лучшее доказательство его слов. «Я ставлю о том, чего мне в жизни не хватает», - так говорил Роман Соколов. Так же живёт и Александр Баранников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика