Без музыки – тоска

Татьяна ПЕТРОВА
18.09.2020 11:12
Рихтеровский фестиваль распахнул двери в 28-й раз.

     Это одно из событий на Калужской земле, которое отменить даже из-за пандемии было бы совершенно непростительно. Случиться такое могло, если б умерли все музыканты. А потому XXVIII Рихтеровский фестиваль, который должен был традиционно пройти летом, всего лишь немного подвинули во времени, перенесли на сентябрь. И мне почему-то подумалось, что начало осени – очень удачное время для музыки.

   Параллельные миры

    Открытие фестиваля Фонда Святослава Рихтера в последние несколько лет происходит в Калуге, видимо, для того, чтобы калужане могли также приобщиться к великой музыке. И, надо сказать, они этих открытий ждут. Вот и в этот раз Концертный зал филармонии был бы полон, если б не санитарные правила, предписывающие учреждениям культуры рассаживать зрителей в шахматном порядке. Зрителям представили музыкально-литературную постановку «Параллельные миры. Русское искусство. XX век». На сцене звучала грандиозная музыка Рахманинова, Стравинского, Шостаковича, Мосолова, Хренникова в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Нужно ли говорить о величайшем мастерстве, с которым исполнялись музыкальные произведения? А музыка была грозных тонов, гремела и звала в бой, кое-где проскальзывали минорные мотивы, грустные ноты, отзвуки непогоды. Вся исполняемая в этот вечер музыка была очень неспокойная, тревожащая душу. Казалось, спокоен и безмятежен был лишь дирижер Юрий Башмет, лишь слегка, как бы невзначай указывавший дирижерской палочкой в разных направлениях.

   На музыку, исполнявшуюся оркестром, ложились стихотворные строки Заболоцкого, Анненского, Маяковского, которые читал заслуженный артист России Андрей Мерзликин. Его голос был совершенно созвучен и музыке, и характеру стихотворений. Действо на сцене завораживало. Дополняла картину демонстрация знаменитых полотен Врубеля, Бенуа, Малевича, Кандинского и других. Музыка, поэзия и живопись будили воображение, придавали бодрости духа и решимости и призывали к действию.

    Программа концерта, как мне кажется, была подобрана не случайно. Фестиваль Фонда Святослава Рихтера в этом году посвящен 250-летию Бетховена. И музыка должна была быть созвучна музыке Бетховена. О Третьей сонате композитора Рихтер говорил, что она «черно-белая, как гравюра - на металле», а об «Аппассионате» что это «сфинкс», в ней «все происходит ночью. Здесь и ночное предгрозье, и мерцание звезд, и нечто космическое (в финале) – голоса, перекликающиеся в пространстве». Произведения, сыгранные оркестром «Новая Россия», отвечали мнению Святослава Рихтера о Бетховене.
Организатором концерта выступил Калужский молодежный симфонический оркестр имени Свято-слава Рихтера.

   Продолжим в Тарусе

    Фестиваль, конечно, одним днем не ограничился. Ведь сам он – Тарусский. Здесь в 1993 году он родился. Программа была составлена самим Рихтером. Исполнители других концертов тоже были выбраны Святославом Теофиловичем. Среди участников первого фестиваля – Вадим Репин, Александр Мельников, Владимир Бальшин, Галина Писаренко, Елизавета Леонская. Художественным сопровождением стала выставка работ скандинавских художников из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эта уникальная экспозиция была представлена в залах Тарусской картинной галереи благодаря Ирине Антоновой — директору ГМИИ им. А.С. Пушкина.

    И в этот раз фестиваль до 27 сентября будет радовать жителей и гостей Тарусы выступлением известных музыкантов, среди которых корифеи фестиваля Александр Гиндин, Николай Луганский, Рэм Урасин и другие.

    Фестиваль Фонда Святослава Рихтера по праву является одним из главных событий в культурной жизни как нашего региона, так и всей России. И знаменательно, что в концертах принимают участие не только уже известные и выдающиеся музыканты, но и молодые, для которых Таруса станет стартовой площадкой в профессиональную карьеру. Об этом мечтал и Святослав Рихтер.

    А для поддержки молодых, чтобы опытные педагоги могли передать им свой талант, с 2008 года фонд осуществляет новаторскую для России программу творческих летних музыкальных школ. Их воспитанниками в свое время были сотни выдающихся музыкантов. В этом году международная летняя школа прошла в Тарусе в 12-й раз. Участники совершенствовались у именитых по фортепиано, флейте, вокалу, скрипке, виолончели, симфоническому дирижированию, а также резьбе по дереву, графике, холодному батику, живописи, ведь фестиваль был задуман Рихтером как музыкально-художественный.

    Ну а концерт в городке над Окой собрал любителей старинной музыки. Первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella под руководством Ивана Великанова погрузил публику в эпоху Возрождения.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН, Ольга КОЛЕНОВА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика