… на реальных событиях

Наталья ЛУГОВАЯ
07.10.2020 08:00
Кого и для кого играют дети: антибуллинговый проект представил новый спектакль.

    – В основу сценария легли реальные истории, – рассказал руководитель Мастерской творческих инициатив им. А. Б. Плетнёва, автор проекта «Я – не чучело!» Леонид Клёц. – То, что нам прислали, действительно страшно. И это происходит с нашими детьми, совсем рядом…

   Жесткость против жестокости

    «Пап, можно с тобой поговорить?» Отец и сын шли по улицам города и разговаривали. Разговаривали очень долго. Хотя до этого их общение ограничивалось в основном стандартными приветствиями и общими фразами. Это произошло год назад после просмотра спектакля «Вдох – выдох», на который ходили всей семьёй. Очевидно, тема для разговора была серьёзной, и поводом к откровенности послужила та самая постановка.

    – Если бы этот случай был единственным, это уже было бы достижением, – заметил на предварительной пресс-конференции Леонид Клёц. – Однако таких примеров гораздо больше: к нам часто подходили после спектакля…

    Вторая постановка проекта оказалась гораздо жёстче первой – об этом руководители и участники проекта тоже предупредили заранее. Да и в целом это кардинально другой спектакль: с прошлогодним его объединяет лишь тема травли и тот факт, что в качестве артистов выступают сами подростки.

    В основу сценария легли реальные истории реальных людей.

    – Нам прислали 33 работы: 5 пьес и 27 живых, реальных историй, – рассказывает Леонид. – Одна из пьес, на наш взгляд, заслуживает отдельной постановки. А истории для сценария я отбирал своей режиссёрской волей.

    Отобрано было девять историй. «Сплетни», «Оно», «Райончик», «Время лечит»… Девять театральных новелл, которые в этот раз не ограничены темой подростковой травли: авторы описывают отношения с родителями, жестокость учителей, насилие… «Остановим жестокость вместе!» – таков лозунг проекта, и данный спектакль должен показать, где и когда возникает эта жестокость в мире детей.

    В работе над постановкой «12+ – мой возраст…» приняли участие артистка Екатерина Клеймёнова – здесь она выступает как заместитель руководителя, художник-декоратор Елизавета Невинная, хореограф Ксения Голыжбина, композитор Алёна Бирюкова. В спектакле задействованы и профессиональные артисты: Александр Панов, Ирина Якубенко и Анна Сорокина. Однако основная нагрузка в этот раз легла именно на школьников. На кастинг пришли 35 человек – и каждому нашлось место в проекте. Как и в прошлый раз, с ребятами работал психолог: Анна Шишенкова узнала об антибуллинговом проекте из соцсетей и сама выразила желание принять в нём участие.

    – Мы много времени потратили на то, чтобы понять, что такое личностные границы и что делать в том случае, когда они нарушаются, – рассказала психолог. – Выясняли, что такое выученная беспомощность и как она мешает жить. Почему мы становимся незаметными и разрешаем поступать с собой так, как с нами поступают…

невиннаяМ.jpg    Елизавета Невинная, художник проекта:
    – Поскольку я художник, то всегда склонялась к тому, что искусство должно нести в мир радость, и без того вокруг нас много жёсткого бытийного. Поэтому первый проект я от начала до конца вела, ощущая в глубине души отторжение и с мыслями: «Ну зачем?..» Когда состоялась премьера, я поняла, зачем.

    Сценарий новой постановки пробрал до мурашек. И самое главное – я поняла, что далеко не весь буллинг, который был в моей жизни, я могла распознать. Многие из нас с советского детства приучены где-то смолчать, где-то смириться, «проглотить». Очень важно, что сейчас об этом стали задумываться и говорить. 

    А самое важное, что даже скептики, которые приходят на спектакль «посмотреть краем глаза», задаются в финале вопросом: «А где сейчас мой ребёнок?» 

   Рано или поздно…

    35 подростков – участников спектакля – это лишь начало. Очевидно, благодаря участию в проекте они получат свою «прививку от буллинга». Однако цель организаторов – охватить как можно большую аудиторию, заставить задуматься и детей, и взрослых, обратить внимание на проблему тех, кто может повлиять на ситуацию и не допустить жестокости.

     Но вот вопрос: получится ли это? Готовы ли увидеть проблему те, кто может её решить?

    Несмотря на популярность, поставленный год назад спектакль «Вдох – выдох» был принят неоднозначно. Нет, отнюдь не подростками: как раз для них он стал поводом для размышлений и откровенности с родителями. Настороженность чаще возникала со стороны взрослых, а если точнее – учителей. «Детям такое нельзя показывать», – это мнение было высказано одним из преподавателей о подопечных восьмиклассниках, то есть о сверстниках героев пьесы.

    Очень странное мнение. Особенно если учесть регулярно появляющиеся новости о случаях жестокости среди подростков. Не успел начаться учебный год, как в сети появилось очередное «шокирующее видео», снятое рядом с одной из калужских школ. Две девочки и множество свидетелей, мощный удар ногой в лицо…

    Ситуацию обсуждали на местном телевидении в программе «Глушенковы». Обсуждали учителя, активисты, психологи… И трое подростков: активных, позитивных, из благополучных семей, где царит доверие и взаимопонимание. При этом каждому из них приходилось становиться свидетелем жестокости и унижений среди сверстников. Как ни странно, именно их рассуждения прозвучали в программе наиболее разумно и здраво.

    – Вы говорите: «Девочка, которую избивали, не рассказала об этом взрослым, взрослые не виноваты», – заметил при обсуждении один из подростков. – А если поставить вопрос так: почему девочка не рассказала взрослым?..

    Действительно: почему?

f3114fmr3yY.jpg

Фото: Наталья ЛУГОВАЯ и со страницы Мастерской творческих инициатив им. А.Б. Плетнёва ВКонтакте.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика