Предвзятое отношение
Уголовное дело было возбуждено 24 октября 2019 года на основании сведений, полученных в ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками Управления ФСБ по Калужской области. К ним обратились предприниматели, которые занимались капитальным ремонтом жилых многоквартирных домов на территории областного центра. По словам заявителей, заместитель директора – главный инженер муниципального казенного учреждения «Центр по повышению энергетической эффективности» Николай Хмыров вымогает у строителей деньги за подписание актов выполненных работ, что тормозит как сам процесс ремонта, так и оплату услуг подрядчиков.По словам представителей организаций, коррупционер очень предвзято относился к процессу контроля и постоянно выдвигал надуманные предлоги для того, чтобы не принимать у них отремонтированные объекты. Таким образом он сознательно создавал условия, вынуждающие заплатить ему деньги. Он давал понять, что за взятку все вопросы будут моментально устранены. Подчиненным руководитель тоже запрещал принимать какие-либо работы без своего разрешения.
Кап-кап ремонт
Тот факт, что затягивание работ при ремонте кровли может привести к затоплению квартир во время дождя и подрядчики вынуждены будут оплачивать ущерб из своего кармана, Хмырова нисколько не волновал.– Сфера ЖКХ традиционно относится к числу проблемных, и подобные случаи всегда отрицательно влияют на общественное мнение. Хмыров же активно способствовал появлению этого негатива. В ходе расследования уголовного дела все допрошенные лица поясняли, что он мог спокойно уйти в отпуск на две недели и тем самым остановить проведение работ. Люди объясняли ему, что начинаются дожди, надо переходить к следующему этапу и накрывать крышу. Но он давал указание своим подчиненным ничего не подписывать, говорил, что сам будет принимать решение после возвращения. Его сотрудники подтвердили, что он очень предвзято относился к проверкам и давал им такие указания, – вспоминает Александр Исаев.
Свою подпись муниципальный служащий оценивал дорого и ставил ее только после получения денег или финансовых гарантий в виде долговой расписки. Понимая, что промедление может обернуться для них серьезными убытками, предприниматели вынуждены были соглашаться. Но однажды их терпению пришел конец.
Тонкие намеки
Проведенная проверка подтвердила достоверность полученных сведений. Учредителем «Центра по повышению энергетической эффективности», в котором работал подозреваемый, являлось муниципальное образование «Город Калуга». Между центром и областным фондом капремонта были заключены договоры строительного контроля. Согласно этим соглашениям муниципальная организация должна была безвозмездно проводить контроль строительно-монтажных работ и комиссионную приемку определенных многоквартирных домов на территории областного центра, включенных в региональную программу капитального ремонта.В свою очередь, главный инженер по должностной инструкции обязан был контролировать качество устранения строительными организациями недоделок и дефектов в установленные сроки, следить за ходом выполнения планов капитального строительства, соответствием объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также применяемых материалов, изделий и конструкций. Его подпись действительно была решающей, но получить ее без взятки было довольно проблематично.
Сотрудники ФСБ установили негласное наблюдение за подозреваемым и зафиксировали, как тот у себя в кабинете намекал представителям строительных организаций о необходимости заплатить за свой автограф в акте. Все обыгрывалось так, как будто человек брал у Хмырова деньги в долг. Опасаясь, что его записывают, коррупционер ничего не говорил открытым текстом. Просто доставал образец долговой расписки, писал на листе бумаги сумму, которую рассчитывал получить, и передавал их заинтересованному в его решении лицу.
Осторожность не помогла
Подозреваемый был задержан сотрудниками ФСБ с поличным при передаче двухсот тысяч рублей. Соблюдая меры предосторожности, он назначил встречу в подвале. Деньги принимал в перчатках, предварительно проверив их под светом ультрафиолетовой лампы, чтобы убедиться в отсутствии на купюрах специальных химических веществ.Впрочем, ему это не помогло. Сыщики нанесли на бумажные деньги красящий состав, который не проявился под светом лампы. А вот экспертиза подтвердила наличие этого вещества на изъятых у Хмырова перчатках.
Расследование длилось четыре месяца. За этот срок были выявлены еще два эпизода преступной деятельности должностного лица. Суммы во всех случаях фигурировали разные – в зависимости от размера контракта на проведение капремонта. В первом случае он получил от представителя коммерческой организации долговую расписку на передачу двух с половиной миллионов рублей, во втором – на восемьдесят тысяч.
Снисхождения не заслужил
Свою вину бывший муниципальный чиновник признал лишь частично – по тому эпизоду, где была зафиксирована передача денег. При этом утверждал, что не имел решающего голоса при приемке выполненных работ. Мол, представители строительных организаций сами вынуждали его взять у них деньги, а он лишь поддался на их уговоры.Между тем, оценка имущественного положения обвиняемого лишь укрепила позицию правоохранительных органов. Госслужащий муниципального учреждения с не самой большой зарплатой жил явно не по средствам. Следователь наложил арест на принадлежащие Хмырову дорогой автомобиль «Тойота Камри» стоимостью 1,4 миллиона рублей, банковский счет на сумму более миллиона и три охотничьих ружья, общая стоимость которых потянула еще на четверть миллиона рублей.
Хмырову было предъявлено обвинение в получении взяток должностным лицом в крупном и особо крупном размерах. 18 августа прошлого года Калужский районный суд признал его виновным по всем пунктам и приговорил к пяти годам лишения свободы и штрафу в размере три миллиона рублей. Несмотря на наличие на иждивении двух малолетних детей, взяточник отправился отбывать наказание в колонию.
Фото СУ СК РФ по Калужской области и из открытых источников.