«Королева бензоколонки»

Алексей ГОРЮНОВ
11.06.2020 15:21
Ветеран милиции вспоминает, как ОБХСС боролся с кражами бензина на калужских заправках.

    В советские времена сотрудников отделов по борьбе с хищениями со-циалистической собственности в нашей стране побаивались многие. Ведь это грозное подразделение могло в один миг перечеркнуть карьеру любого нечистого на руку руководителя. Тем не менее, находились люди, желающие погреть руки на народном добре. Об одном из таких дел нам рассказал Николай Шведов, с 1983 по 1986 годы занимавший пост заместителя начальника ОБХСС областного УВД.

   Поточный метод

    Всё началось в середине 1980-х годов с оперативной разработки сотрудниками ОБХСС нескольких автозаправочных станций, расположенных в Бабынинском, Перемышльском и ряде других районов Калужской области. По имевшейся информации, персонал АЗС поставил хищения бензина на поток.

    Оперативники провели серию контрольных закупок и установили, что в среднем недолив составляет около десяти процентов. За интересующими милицию станциями было установлено скрытое наблюдение. Разведка работала под предлогом контроля за радиационным фоном после аварии на Чернобыльской АЭС. В Бабынинском районе одетые в военную форму сотрудники вообще развернули свой бронетранспортёр прямо напротив заправки. В Перемышле наблюдение вели в бинокль из припаркованного рядом с объектом затонированного автомобиля.

    Вскоре оперативники знали, как происходят хищения, где подозреваемые прячут талоны на бензин и деньги, и многое другое. Автоматы для отпуска горючего в те времена были механическими. Путём несложных махинаций колонки настраивались таким образом, чтобы отпускать бензина меньше, чем показывал счётчик.

    Учитывая, что недоливали на заправке всем, со временем там накапливалось большое количество неучтённого бензина. Чтобы затем списать эти излишки, начальник бабынинской АЗС лично брала дрель, открывала колонку и вручную скручивала показатели счётчика. Сотрудникам ОБХСС удалось даже снять действия аферистов на камеру.

    Похожая картина наблюдалась на заправках в Перемышле, Мещовске, Анненках и в других населённых пунктах.

    Параллельно сыщики раскрыли ещё и хищения колбасы из рефрижераторов, которые шли по Киевской трассе в Москву с Украины. Недалеко от бабынинской заправки располагалась стоянка для большегрузов, где обычно ночевали водители. При помощи спиннинга они наловчились через окно воздухозаборника, которое располагалось под крышей, выуживать из опечатанного кузова батоны «Докторской», которыми снабжали заправщиц в обмен на бензин и другие услуги. Часть похищенной колбасы потом реализовывалась в ресторане райцентра.

   Богатые дары

    Бензин в те годы был дефицитным товаром, поэтому со сбытом излишков проблем не возникало. Более того, председатели колхозов и совхозов сами старались наладить контакт с заправщицей и за бесперебойное снабжение бензином приносили «королеве бензоколонки» дорогие подарки.

    В посвящённых кругах знали, что деньги женщина не берёт, но от презентов не отказывается, причём предпочтение отдаёт отрезам ткани, особенно дефицитному по тем временам материалу - кримплену. При производстве обыска в частном доме подозреваемой оперативники обнаружили пять больших шкафов, в которых хранилось около пятисот отрезов по два-три метра. В числе других подарков - рулоны обоев и ковры, из которых на чердаке дома была сложена целая поленница, тульские самовары, хрусталь и т.д.

    Свою выгоду имели и остальные работники заправки - все двенадцать человек, которых начальница тоже втянула в свои махинации. На допросе подследственная поначалу наотрез отказалась признавать свою вину. Но когда посмотрела документальный фильм о себе, сдала всех своих подчинённых.

    - Чего это я буду одна ответ держать. Все с этого имели, пусть все и отвечают, - заявила она сотрудникам милиции.

    Суд приговорил расхитительницу к восьми годам лишения свободы. Остальным её подельникам дали меньше, а некоторые отделались условными сроками, что в делах о хищениях социалистической собственности считалось довольно мягким наказанием.

   Невостребованная идея

    В 1980-е годы талоны на бензин печатали на Гознаке, распределяли по нефтебазам, откуда они поступали на предприятия. При этом никакой отчётности не велось. Получив талон на руки, шофёр мог продать его или передать кому-то другому. Мог получить бензин на заправке и отоварить уже его. Такая ситуация наблюдалась по всей стране, в масштабах государства бензин воровался буквально миллионами литров.

    Шведов предложил ввести строгую отчётность, которая бы не позволяла украсть ни одного литра. Для этого следовало разделить талон на две части. Одна половина оставалась у водителя, на ней ставился штамп, в котором указывалось наименование АЗС, номер колонки и количество отпущенных литров. Вторая половина - на автозаправочной станции. Неиспользованные талоны водитель обязан был вернуть или заплатить за них из своего кармана. Такая нехитрая схема делала воровство талонов бессмысленным.

    Со своими предложениями Николай Яковлевич обратился в главк БХСС в МВД СССР. Там признали: идея хорошая, обсудили её на совещании у заместителя министра Николая Демидова. О калужской инициативе написали в газете «Социалистическая индустрия». Дело дошло до того, что первый заместитель председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев направил в Калугу комиссию.

    На совещании в областном управлении дорожного хозяйства присутствовали представители всех заинтересованных сторон. Автор идеи доложил свои предложения и после пяти часов горячих обсуждений комиссия вынесла вердикт: целесообразно внедрить в практику.

    Потом Шведова вызвал к себе первый секретарь Калужского обкома Геннадий Уланов и попросил ввести его в курс дела. Вникнув, тут же предложил продвигать его проект в Калужской области. А вот в Москве в кулуарах Миннефтепрома Николая Яковлевича убеждали, что осуществить замысел при всех его плюсах не удастся: «Люди на этом миллионы имеют, а ты хочешь лишить их возможности воровать дальше».

    Неизвестно, чем бы всё в итоге закончилось, если бы не перестройка. В стране задули новые ветры, и хорошую инициативу тихо спустили на тормозах. В итоге реализовать её удалось только на станции Скорой помощи в Калуге, где этот способ учёта бензина применялся довольно долго.

DSC_0055.JPG

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика