Как отметили участники дискуссии, мировая экономика сегодня испытывает влияние сильного тренда на декарбонизацию, и сельское хозяйство, которое, по разным оценкам, отвечает за 10% выбросов парниковых газов, не исключение. Вопрос в том, как Россия может отреагировать на этот вызов, сохранив или даже приумножив свою роль в мировом АПК, и как именно внедрение ESG-принципов повлияет на конкурентоспособность отечественного бизнеса на мировых рынках. Поэтому разговор концентрировался вокруг трёх главных аспектов: что отечественные и мировые сельхозпроизводители могут сделать для достижения целей устойчивого развития и ESG-трансформации, какое для этого необходимо регулирование и какие успешные практики уже есть.
В 2020 году российский экспорт сельхозпродукции превысил 31 млрд долларов, рассказал Александр Ведяхин. При этом основные партнёры России по экспорту продовольствия уже обозначили конкретные сроки достижения углеродной нейтральности. Требования по ограничению эмиссии углерода будут расширяться, ближайшие заявления об этом ожидаются уже на саммите COP-26 в Глазго в ноябре.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Это означает, что всё больше стран будет оценивать любую продукцию на предмет того, какой углеродный след она оставляет. Если этот углеродный след велик, нужно будет заплатить налоги в виде пошлины — или рынки для таких товаров будут закрыты. Пока сельхозпродукция не вошла в первую волну трансграничного углеродного регулирования, но это вопрос времени: ограничения будут применяться».
Чтобы сельское хозяйство соответствовало стратегии низкоуглеродного развития, по оценкам Российской академии наук, необходимо проинвестировать 3,6 трлн рублей до 2050 года. Эту сумму Александр Ведяхин оценил как большую, требующую, в том числе, внешних заимствований, но вместе с тем подъёмную. Однако эти деньги должны быть целевым образом инвестированы в ключевые направления: точное земледелие, использование дронов и другие.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«У нас уже есть, благодаря правительству, зелёная таксономия — чёткое определение того, что такое зелёные и ESG-кредиты (в которые, помимо экологических аспектов, включены показатели социальной и корпоративной ответственности). Выдавая зелёные или ESG-кредиты, Сбер готов делать грейс-периоды, предоставлять льготные условия и снижать процентную ставку. Если мы видим, что предприятие вкладывается в технологии, которые снижают углеродный след, приводят к увеличению социальной ответственности, то снижаем процентную ставку. В этом есть простая заинтересованность: такие предприятия в перспективе гораздо более стабильны, потому что их продукция более востребована, в том числе на экспорт. Собственники от этого выигрывают, да и кредиторы получают хорошую возвратность: риск ниже — ставка ниже. Поэтому Сбер продолжит выдавать зелёные и ESG-кредиты. Эта повестка будет мейнстримом в ближайшие 3–5 лет: важно, чтобы эти деньги остались в России и мы правильно развивались».
Модерировала беседу Юлия Макарова — тележурналист, экономический обозреватель, руководитель проекта «Зелёный переход» на телеканале «Россия-24».
В 2020 году Сбербанк провёл ребрендинг и предлагает частным и корпоративным клиентам финансовые и нефинансовые услуги банка и компаний Группы Сбербанк. Экосистема Сбера сегодня — это множество сервисов для жизни, ежедневная помощь в решении насущных задач частных клиентов и бизнеса. Сайт экосистемы Сбера — www.sber.ru.
Реклама.