Другое дело - сфераторговли и услуг. Ей в условиях нашей самоизоляции досталось больше всего, и неясно было - как жить дальше. К сожалению, часть (большая или меньшая - пока непонятно) не выжила. В городе на месте внезапно обанкротившихся магазинчиков, лавочек, мастерских, пекарен, кафе появились объявления: «Аренда». Пустые помещения ждут новых хозяев.
Но кто-то сумел пройти по тонкому льду, пробраться между струек дождя. Как им это удалось? Опыт представителей калужской торговли и сферы услуг предлагаем вашему вниманию.
Ольга Ларина, директор собственного производства и сети кондитерских магазинов:
- Я убеждена, что бизнес будет устойчивым тогда, когда у тебя есть собственное помещение (не в аренде). Если бы у нас этого не было, я не знаю, как бы мы выжили. Кроме того, любая внештатная ситуация показывает, есть ли у тебя команда, на кого можно опереться и надеяться, как на себя. На первый план выходят собственные знания, умения, навыки и психология. Как предприниматель-руководитель, я всё должна уметь делать сама: знать законы, бухгалтерию, работать на удаленке из любой точки, в любых условиях (подтвердилась правильность выбранных нами облачных программных продуктов) и даже нарисовать рисунок на торте, если работник не справляется. Сейчас выиграет тот, кто примет меры к сокращению издержек. Прежде у нас были долгосрочные закупки, а теперь не больше, чем на неделю, чтобы не влезать в долги.
Екатерина Серякова, директор по продажам молочного завода:
- Ещё до пандемии мне приходилось сталкиваться с онлайн-переговорами, но всё-таки общение лицом к лицу было привычнее и предпочтительнее. Сейчас благодаря современным технологиям и интернету можно сэкономить большое количество времени и оперативно решать любые вопросы. Мы работали с онлайн-магазинами, но это не было приоритетным направлением, а теперь у нас появился новый ориентир в работе. Столь трудная ситуация вновь дала понять, что кадры решают всё: спасибо сотрудникам нашего завода, что с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. В период самоизоляции нам удалось даже нарастить обороты производства.
Елена Бриненко, руководитель имидж-студии, омбудсмен областной Ассоциации индустрии красоты:
- Это время снятия человеческих масок, время реальных действий. Связи, которые казались крепкими, рушатся, ибо на первый план у многих выходит вопрос элементарного выживания. Идет четкий скрининг окружения, и порой удивляюсь, как раньше не видела очевидного в поступках человека. Поэтому первый урок: если в твоём окружении есть люди, которые вызывают смешанные чувства, лучше сразу разобраться и расстаться, пока есть безболезненный выход. Это важно!
Я очень люблю своё дело и всегда придавала большое значение легальному ведению бизнеса, т.е. налоги, оформленные мастера, договоры со всеми. Именно это позволило мне сейчас получить поддержку от государства для сотрудников и открыто взаимодействовать с властями. Ведение честного бизнеса даёт возможность поддержки в трудные времена.
В 2015-ом я вступила в Торгово-промышленную палату. Цель - быть в сообществе руководителей бизнесов разного масштаба. При этом я ставила задачу показать, что и мой сегмент - это солидная часть малого бизнеса в нашем регионе (только в Калуге в сфере индустрии красоты работают более 416 точек), и поменять отношение людей к бьютии-индустрии как к чему-то несерьезному.
Именно ТПП откликнулась на просьбу о помощи в период пандемии. Руководитель ведомства Виолетта Комиссарова прикрепила к нам специалиста, который четко и грамотно вел группу предпринимателей, отвечая на самые болезненные вопросы. ТПП организовала вебинары с Роспотребнадзором и налоговой службой. Это дало ясность очень многим и позволило салонам частично открыться уже через месяц. Юрист ТПП была всегда на связи и помогала в составлении документов арендодателю на арендные каникулы, вместе разработаны документы на открытие нашего бизнеса.
Правильный выбор сообщества даёт хорошие результаты, может решить множество вопросов. Учиться у лучших - мой девиз. Вместе мы сильнее - ещё один урок. Чат в Ватсапе и Телеграме не затихал ни днём ни ночью. Именно коллективная работа позволила нам подготовиться к открытию согласно требованиям Роспотребнадзора.
Ольга Кузьмина, хозяйка магазина для беременных:
- Чему научил кризис? Прежде всего как эффективнее работать в сети (термины «smm», «таргет» из модных превратились в необходимые). Когда шок марта прошел, мы перестроились, поменяли старые стратегии продвижения и стали активно работать онлайн. Этот опыт будет полезен и в жизни после COVID.
И еще отмечу забавную деталь. У нас появился шквал запросов на большие размеры. Никогда за 10 лет работы у нас не было такого. За период изоляции мы, как магазин, стали продавать гораздо больше вещей 52-58 размеров!
Давайте делиться опытом, как действовать. Предложите свои уроки выживания бизнеса.