Лучше меньше табака, а побольше молока

Игорь ФАДЕЕВ
11.01.2019 12:02
АПК региона намерен наращивать свой экспортный потенциал

     До сих пор продукция регионального АПК мало была востребована за рубежом, да и сами сельхозтоваропроизводители не проявляли нужной активности и инициативы, чтобы вывести свои лучшие товары на экспорт. Но в наступившем году эта картина должна кардинально измениться с реализацией регионального проекта «Экспорт продукции АПК».

   Рыбка из калужского моря?

    Когда знакомишься со списком экспортируемой из области сельхозпродукции, то невольно задаёшься вопросом: причём здесь наш регион и АПК? Например, табак у нас не выращивается в силу климатических условий, но табачные изделия находящегося в нашей области предприятия ООО «Кей Ти Эн Джи Рус» экспортировались в объёме 530 тонн в 2018 году. Вряд ли такой экспортный товар полезен для здоровья, как, например, и пиво филиала АО «ПИВОВАРНЯ МОСКВА-ЭФЕС» (объём – 8080 тонн в 2018 г.).
Есть в списке наших экспортёров и ООО «ПОЛАР СИФУД РАША», продавшее за рубеж 340 тонн замороженных морепродуктов и филе морских рыб. Пардон, но моря-то в Калужской области нет! Это из той же оперы, что кальмары и креветки производства Республики Беларусь.

     Причём перечисленные предприятия созданы за счёт средств иностранных инвесторов, производят продукцию из зарубежного сырья. Да и основными получателями продукции наших сельхозпредприятий в основном являются страны СНГ, где требования по качеству и безопасности продукции ниже, чем в Европе или Америке. И поставляемые объёмы невелики. Таких в списке наших инвесторов АПК, увы, пока большинство. Впрочем, не стоит снимать со счетов и санкционную политику Запада в отношении России, которая тоже негативно влияет на экспортные возможности оте-чественного АПК.

   На новые экспортные рельсы

     Существующую экспортную тенденцию в сельском хозяйстве призван изменить региональный проект «Экспорт продукции АПК», который является частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Его целью является достижение объема экспорта продукции АПК в размере 72 млн долларов США к концу 2024 года.
В региональном бюджете для финансирования проекта запланировано выделение субсидий до 2024 года на сумму 112,35 миллиона рублей, чтобы компенсировать часть основных затрат сельхозпредприятия при подготовке своей продукции на экспорт. Ведь до недавних пор экспорт рассматривался в АПК как довольно хлопотное и не всегда прибыльное дело. Но прибыль будет зависеть от того, как организовать экспорт.

     С ежегодным увеличением в нашем регионе производства молока и продукции из него встаёт вопрос о сбыте этой продукции, которая, кстати, уже имеет международные признания на различных фестивалях и конкурсах за рубежом. Особенно преуспели в этом вопросе сыроделы области, продукция которых пока почему-то не значится среди экспортёров. Как, впрочем, нет пока в числе экспортёров и наших рекордсменов по производству мяса – птицефабрик региона. Первый шаг в этом направлении сделан АО «Птицефабрика в Белоусово», которая планирует расширить число своих потребителей за счёт экспорта в Китай свежезамороженных кур и субпродуктов.

     В недалёкой перспективе - калужский миллион тонн молока. В Боровском районе откроется крупнейший в ЦФО завод по переработке молока вьетнамской компании TH-Group, который тоже повысит экспортный потенциал региона.

     Вспоминается недавняя встреча с аргентинскими фермерами на заводе по переработке молока «Большая перемена» в Медыни. Аргентинские животноводы были так потрясены вкусом таких привычных для нас, но невиданных у них продуктов, как кефир, сметана, творог, сливки, ряженка, что просили наладить поставку этой молочной продукции в Аргентину. Ведь эти и многие другие отечественные молочные продукты за границей, как правило, не производятся. А они могли бы стать ещё одним из перспективных экспортных направлений нашего АПК, который пока очень скромно реализует свой мощный экспортный потенциал.

     В рамках проекта «Экспорт продукции АПК» запланировано решение четырёх важнейших задач:
     - создание новой товарной массы продукции АПК, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий;
     - создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры;
     - устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки;
     - создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика