Старое, доброе, вечное

Ольга МОСОЛОВА
04.09.2020
    Подготовка к  новому учебному году для школьников и их родителей далась очень нелегко. Они и так-то всегда с волнением ждут 1 сентября, а сейчас  напряжение достигло самого пика. Еще не успели отойти от трудностей и неопределенности прошлого учебного сезона, а уже масса новых вопросов. Будут ли линейки на День знаний? Пойдут ли дети в школу или продолжится дистанционное обучение? Что вообще изменится в школах?

    Особенно волновались мамы и папа первоклашек. Первый раз в первый класс - нелегкое испытание. Новый учитель, новый коллектив, новые требования. Непонятно, как ребенок воспримет такую смену обстановки. А если дистанционка продолжится, как вообще знакомиться с педагогом и одноклассниками?

    Сейчас уже первые волнения остались позади. Торжественные линейки прошли и в школах, и в вузах. Учебный процесс начался в обычном режиме. Конечно, с определенными изменениями. В соответствии с требованием Роспотребнадзора и минпросвещения в учебных заведениях разработан комплекс мер, касающихся дезинфекции помещений, а также появились новые требования к расписанию занятий. Как получится воплотить эти меры на практике, покажет время. Впрочем, даже перспектива на какое-то время перейти на «удаленку» из-за эпидемиологической обстановки, считаю, не должна так уж страшить. Мы сумели, несмотря на трудности, достойно завершить прошлый учебный год, так что теперь уже подготовлены к любым неприятностям.

    В конце концов российская система образования переживала и не такие потрясения. Многие мои ровесники до сих пор не забыли свои родительские метания, когда в начале 2000-х вдруг разрушились практически все десятилетиями наработанные основы советского образования. Вместо одного предметного учебника, действующего во всей стране, появились десятки, а то и сотни новых, никем не опробованных, с ошибками и опечатками. 

    Как следствие, качество знаний снизилось. Но, пожалуй, самое неприятное то, что школа потеряла свою воспитательную функцию, которая в советское время была в приоритете. Учителя из наставников начали превращаться в некий обслуживающий персонал. Написание планов, отчетов стало основной частью работы. 

    А ведь от преподавателя, его умения найти контакт с учеником, заинтересовать предметом зависит, без  преувеличения, становление растущего человека, его будущее. А если смотреть шире, то и будущее страны.

    И понимание этого приходит. Школу ждут изменения, связанные не только с пандемией. С этого учебного года воспитание станет частью образовательной программы. Соответствующий законопроект еще весной был инициирован президентом РФ Владимиром Путиным, Госдума и Совет Федерации его поддержали. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, новая программа должна способствовать формированию у школьников чувства патриотизма и гражданской ответственности, уважения к закону, человеку труда и старшему поколению, к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.
    
    Разработкой воспитательной программы займутся сами образовательные учреждения на основе примерных планов Министерства просвещения России. Я предполагаю, что это будут и классные часы, и походы, обсуждение каких-то событий. Конечно, это возможно только при тесном контакте учителя с учеником. Наставник должен видеть глаза ученика, быть с ним рядом. Так что, дорогие родители, давайте успокоимся. Никакой речи о постоянном дистанционном обучении быть не может.

    Роль учителя снова возрастает, не только как предметника, но и как воспитателя человеческих душ. А ведь в советской школе так и было… Вернулись к тому, от чего ушли. Конечно, хорошо, что мы наконец-то вспомнили о старых, добрых, вечных ценностях. Жаль только, что вспомнили мы о них только сейчас.
Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика