Старикам везде у нас почёт...

Тамара КУЛАКОВА
21.02.2020
    По праздникам, когда поздравляют ветеранов и пожилых граждан, им вручают цветы, дарят подарки и говорят много добрых слов. Но в будни…

    Калужанка 1932 г. р. принесла в редакцию письмо, в котором пожаловалась, что еще в 2007 г. подала заявление на бесплатное санаторно-курортное лечение, однако ни разу ничего не получила. Недавно она все-таки сходила в управление, спросила о возможности компенсации за неиспользованное лечение и узнала, что ей не полагается.

    Связавшись с Фондом социального страхования, мы выявили, что причина в недопонимании. В компьютере фонда за несколько секунд нашли документы и сообщили, что 12 лет назад Елена Владимировна отказалась от положенного льготникам соцпакета и ей назначили денежную компенсацию. Но она может отказаться от компенсации (целиком или частично), и тогда ее поставят в очередь на бесплатную путевку. Правда, дадут ее не сразу, а через несколько лет.

   Путевками мы тоже поинтересовались. Выяснилось, что у нас существует единая очередь всех льготников. Их около пяти тысяч, а ежегодно выделяемой из федерального бюджета суммы хватает примерно на полторы тысячи путевок - меньше третьей части. В нынешнем году смогут поехать те, кто в очереди с 2017 года.

    Конечно, новость для 87-летней женщины-инвалида не слишком утешительная, зато понятная. Наверняка при подаче заявления ей рассказали всё что нужно, но за столь долгий срок вполне можно было забыть детали. А теперь вести с ней душевную беседу и четко растолковать ситуацию охотников, видимо, не нашлось - она очень плохо слышит и почти не видит. Но на то и существуют службы, призванные защищать людей и разъяснять им их права.

    В итоге разъяснение дала редакция, посоветовав, как следует действовать и куда обращаться. Но наша собеседница, едва передвигающаяся с палочкой, к тому времени уже с избытком походила по кабинетам и вволю наслушалась унизительных ответов «вам не положено», поэтому она заявила: «Никуда я больше не пойду!»

    Жаль, что подобные случаи не единичны, хотя в большинстве своем работники социальной сферы являются приветливыми людьми и грамотными специалистами. Но, похоже, их численности маловато, чтобы каждому уделять столько времени, сколько необходимо посетителю для полного понимания вопроса. А кто-то просто стесняется переспросить, и в результате может получиться недоразумение или путаница.

    Таких людей, не получающих заслуженные льготы, немало по всей стране - информированность населения совершенно недостаточна и масса граждан плохо знает свои права. Чиновники разных уровней с гордостью докладывают, что их ведомства размещают на своих сайтах всю нужную информацию и её могут прочитать все. А подумали они, к примеру, о таких вот пожилых и инвалидах, часто немощных, с ограниченными возможностями, не способных использовать интернет?

    Им обязательно нужны живые люди - специалисты социальных служб, нужны такт и терпение, которых на всех не хватает!

    К сожалению, наша система заботы о народе имеет заявительный характер, то есть если человек не просит, значит, ничего ему не нужно. Многие из тех, кто не просит, знают, что, пока добьёшься какой-либо льготы, наездишься туда-сюда и все нервы испортишь, плюс ещё требуются различные справки…

    Между тем в некоторых передовых странах есть ряд социальных льгот, для которых заявительный порядок необязателен, включая медицинские услуги. Так, моя знакомая, десять лет назад устроившись уборщицей в Испании, была изумлена заботой о ее здоровье. Работала она там на птичьих правах, из документов имея лишь регистрацию на съемной квартире, и неожиданно получила открытку с вызовом в поликлинику. Сначала испугалась – может, это подвох? Вдруг выдворят из страны? Но в поликлинике объяснили, что в ее возрасте пора относиться к здоровью серьезно, и провели тщательное медицинское обследование. Потом она привыкла к такой опеке и постоянно приходила на испанскую диспансеризацию по первому приглашению.

    А в Швеции комиссии по социальным делам при органах местного самоуправления должны следить за тем, чтобы лица преклонного возраста имели хорошие жилищные условия. Могут даже предоставить другое жильё, более комфортное.
Думаю, что наши старики тоже заслуживают особого внимания и не только по праздникам!
Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика