Разгрузить школьный «портфель»

Анри АМБАРЦУМЯН
12.04.2019
В репертуаре примадонны отечественной эстрады Аллы Пугачевой (она, кстати, на этой неделе отмечает свой юбилей) есть множество замечательных песен. Одна из них - «Песня первоклассника», спетая певицей еще в конце 70-х годов:
Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
То ли еще будет! Ой-ой-ой!
Надо сказать, что слова песни оказались пророческими. Сегодня нагрузки российских школьников превзошли рабочую норму взрослых. С этой, прямо скажем, неожиданной информацией на этой неделе выступил Общероссийский народный фронт. Согласно исследованию, проведенному ОНФ, нагрузка школьников достигла рекордных 47 часов в неделю. Это на семь часов больше, чем у взрослых. При этом активисты ОНФ особо подчеркивают, что шокирующие 47 часов в неделю (сюда входят дополнительные занятия, кружки, секции и т. п.) - это нагрузка не на старшеклассников, а на учащихся младших классов, едва переступивших порог школы! Нетрудно догадаться, какое негативное влияние оказывает эта перегрузка на физическое и психологическое состояние детей. Ведь и домашние задания им задаются в таких объемах, что они и после школы не могут переключиться и отдохнуть.
Наша газета за последнее время несколько раз писала об этой проблеме. И эти публикации вызывали широкий общественный резонанс. Вроде бы даже чиновники от образования согласились с тем, что из-за хронической усталости и невозможности школьникам восстановить силы  ухудшается качество образовательного процесса. А само выполнение домашних заданий  превращается в профанацию. Дети либо списывают из интернета, либо за них задания делают родители.
После всего этого результаты недавнего опроса, проведенного тем же Общероссийским народным фронтом, не выглядят сенсационными и смотрятся вполне логично. Если верить опросу, в настоящий момент 75-ти процентам детей не нравится учиться в школе (помимо огромной нагрузки они жаловались также на нехватку полезных знаний и отсутствие увлекательных уроков). На мой взгляд, это очень серьезный звонок. Получается, что у детей пропадает интерес к учебе. Возникает извечный русский вопрос: что делать? Эксперты ОНФ предлагают разработать СанПиН, четко фиксирующий суточную нагрузку ребенка. Но подобные нормы уже вроде существуют. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно озвучивала нормы предельной нагрузки. Предлагаю еще раз их вспомнить и запомнить, что во 2-3 классах ученик должен тратить на выполнение той же «домашки» не более 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 - до 2,5 часа и, наконец, в 9-11 - до 3,5 часа. То есть нормы существуют, но реально не соблюдаются. Чиновники советуют родителям предъявлять претензии к администрациям школ. Мол, этот вопрос в их компетенции и контроль за нагрузкой школьников должны осуществлять они.
На мой взгляд, это несколько лукавая позиция. К примеру, разве в том, что объем школьной программы постоянно увеличивается, виноваты школы?
Но мы-то знаем, что инициатива о введении новых обязательных предметов обычно спускается в школы «сверху». Проблема перегрузки учеников носит глобальный характер. И чиновникам от образования надо ее поскорее решать, а не уходить от проблемы, перекладывая ее исключительно на плечи школ и педагогов.
Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией