Не ищите крайних
15.02.2019
Думаю, не ошибусь, если скажу, что проблемы школьного образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Данные различных соцопросов показывают, что они беспокоят граждан наряду с ситуацией в ЖКХ или здравоохранении.
В нашей газете публикации на эту тему также очень часто вызывают широкий общественный резонанс. К примеру, за последнее время на страницах «КГВ» было опубликовано сразу несколько материалов, в которых шла речь о том, что в настоящий момент перегрузка детей домашними заданиями является одной из главных школьных проблем. Вы наверняка удивитесь, но в некоторых школах ученикам на дом задавали даже теоретические задания по технологии и физкультуре. Очевидно, что в результате такой нагрузки школьники элементарно не могут восстановиться, сильно устают, ну и, конечно, ухудшается качество образовательно процесса. А само выполнение «домашки» превращается в профанацию. Дети либо списывают из интернета, либо за них ее делают родители.
Подчеркну, что, поднимая данную проблему, журналисты не «нагнетали ситуацию» и не «искали жареных фактов». О том, что она объективно существует, говорили и министр образования РФ Ольга Васильева, и руководитель регионального минобразования Александр Аникеев.
Выяснилось, что его ведомство еще в прошлом году выработало и разослало в школы рекомендации по дозированию домашних заданий. По мнению министра, контроль за объемом домашних заданий должен вестись администрацией школы. Что касается перегрузки детей «домашкой», то это «свидетельствует о некомпетентности педагога, его низких профессиональных качествах».
То, что «вопрос домашних заданий – ответственность конкретного педагога и конкретной школы», подчеркивала в своих интервью и Ольга Васильева. Она же обозначила нормы предельной нагрузки: во 2-3 классах ученик должен тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часа, в 4 – 5-х классах – 2 часа, в 6 – 8-х – до 2,5 часа и, наконец, в 9 – 11-х – до 3,5 часа.
Казалось бы, все замечательно, но в реальности все по-другому! И детям (при активном содействии родителей) приходится тратить на выполнение «домашки» гораздо больше времени. Об этом наглядно свидетельствует проведенный нами опрос родителей и учеников различных школ.
Мы знаем, что в ряде учебных заведений к нашим публикациям отнеслись, мягко говоря, неоднозначно. Кое-где даже начали искать родителей, озвучивших свою позицию (мол, «исказили действительность», «на самом деле все не так», «в нашей школе такого нет» и т.д.). Излишне нервной оказалась реакция чиновников от образования, потребовавших от учителей писать объяснительные.
Хочу четко заявить, мы ни в коем случае не хотели и не хотим, чтобы педагоги в этой ситуации становились крайними. Прекрасно понимаем, с какими сложностями они сегодня сталкиваются в своей работе. Поэтому их порой болезненная реакция на публикации вполне понятна.
Но вместе с тем мало кто будет отрицать, что проблема перегрузки учеников домашними заданиями реально существует, она никуда не делась. И существует она не в какой-то отдельной школе, а носит масштабный характер. Очевидно, что решать ее надо комплексно, а не отдавать на усмотрение школ и педагогов. В конце концов если есть нормы для домашних заданий, то почему они не соблюдаются?
На мой взгляд, проблему можно решить только путем широкого, открытого обсуждения с участием представителей министерства образования, общественности, директоров школ, педагогов. Наша газета готова всячески содействовать началу такого диалога.