Не ищите крайних

Анри АМБАРЦУМЯН
15.02.2019
    Думаю, не ошибусь, если скажу, что проблемы школьного образования на сегодняшний день являются одними из самых актуальных. Данные различных соцопросов показывают, что они беспокоят граждан наряду с ситуацией в ЖКХ или здравоохранении.

    В нашей газете публикации на эту тему также очень часто вызывают широкий общественный резонанс. К примеру, за последнее время на страницах «КГВ» было опубликовано сразу несколько материалов, в которых шла речь о том, что в настоящий момент перегрузка детей домашними заданиями является одной из главных школьных проблем. Вы наверняка удивитесь, но в некоторых школах ученикам на дом задавали даже теоретические задания по технологии и физкультуре. Очевидно, что в результате такой нагрузки школьники элементарно не могут восстановиться, сильно устают, ну и, конечно, ухудшается качество образовательно процесса. А само выполнение «домашки» превращается в профанацию. Дети либо списывают из интернета, либо за них ее делают родители.

    Подчеркну, что, поднимая данную проблему, журналисты не «нагнетали ситуацию» и не «искали жареных фактов». О том, что она объективно существует, говорили и министр образования РФ Ольга Васильева, и руководитель регионального минобразования Александр Аникеев.
Выяснилось, что его ведомство еще в прошлом году выработало и разослало в школы рекомендации по дозированию домашних заданий. По мнению министра, контроль за объемом домашних заданий должен вестись администрацией школы. Что касается перегрузки детей «домашкой», то это «свидетельствует о некомпетентности педагога, его низких профессиональных качествах».

    То, что «вопрос домашних заданий – ответственность конкретного педагога и конкретной школы», подчеркивала в своих интервью и Ольга Васильева. Она же обозначила нормы предельной нагрузки: во 2-3 классах ученик должен тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часа, в 4 – 5-х классах – 2 часа, в 6 – 8-х – до 2,5 часа и, наконец, в 9 – 11-х – до 3,5 часа.
Казалось бы, все замечательно, но в реальности все по-другому! И детям (при активном содействии родителей) приходится тратить на выполнение «домашки» гораздо больше времени. Об этом наглядно свидетельствует проведенный нами опрос родителей и учеников различных школ.

    Мы знаем, что в ряде учебных заведений к нашим публикациям отнеслись, мягко говоря, неоднозначно. Кое-где даже начали искать родителей, озвучивших свою позицию (мол, «исказили действительность», «на самом деле все не так», «в нашей школе такого нет» и т.д.). Излишне нервной оказалась реакция чиновников от образования, потребовавших от учителей писать объяснительные.

    Хочу четко заявить, мы ни в коем случае не хотели и не хотим, чтобы педагоги в этой ситуации становились крайними. Прекрасно понимаем, с какими сложностями они сегодня сталкиваются в своей работе. Поэтому их порой болезненная реакция на публикации вполне понятна.

    Но вместе с тем мало кто будет отрицать, что проблема перегрузки учеников домашними заданиями реально существует, она никуда не делась. И существует она не в какой-то отдельной школе, а носит масштабный характер. Очевидно, что решать ее надо комплексно, а не отдавать на усмотрение школ и педагогов. В конце концов если есть нормы для домашних заданий, то почему они не соблюдаются?

    На мой взгляд, проблему можно решить только путем широкого, открытого обсуждения с участием представителей министерства образования, общественности, директоров школ, педагогов. Наша газета готова всячески содействовать началу такого диалога.
Нет комментариев

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий
Поле имя обязательно для заполнения Поле сообщение обязательно для заполнения Не подтверждено согласие
Ваш комментарий добавлен
Поделиться публикацией