Мы матом не ругаемся, мы на нём играем
07.12.2018
В настоящее время в области проходит Международный театральный фестиваль «Новые люди». Фестиваль продлится до 16 декабря, но уже сейчас можно сказать, что он стал весьма значимым событием в культурной жизни региона. О проходящем у нас масштабном театральном форуме рассказали многие федеральные СМИ. К сожалению, как это часто бывает, в общей бочке меда нашлась ложка дегтя.
В рамках фестиваля калужанам показали премьеру спектакля «#проКалугу» режиссера Талгата Баталова. По мнению режиссера, постановка рассказывает о Калуге и «является своеобразным диалогом с его жителями».
Сразу скажу, что не собираюсь брать на себя смелость судить о художественных достоинствах данной постановки. Всем, кому это интересно, могут подробно прочитать о спектакле и вообще о фестивале на 32-33 страницах сегодняшнего номера. Хочу заострить внимание на следующем моменте. Лично меня, как, наверное, и многих, покоробил тот факт, что в спектакле обильно используется ненормативная лексика. Сам режиссер заранее объявил, что его творение – это «документальный спектакль», поэтому, мол, эпатаж и провокации неизбежны.
По-моему мнению, слова «эпатаж» и «провокация» в данном случае являются ключевыми. Они характеризуют не только этот спектакль, а вообще все современное искусство в целом. Рискуя прослыть ретроградом, я, тем не менее, скажу, что не приемлю и не понимаю, когда в некоторых современных спектаклях зрителям демонстрируют половой акт, справление естественный нужд, используют нецензурные выражения и т.д. За последние годы выработалась четкая формула успеха – скандал важнее художественной ценности замысла. Говоря проще, порой современным художникам и режиссерам абсолютно наплевать, как их творение будет воспринято зрителями, главное, чтобы о нем побольше говорили, а шумиха от этого была бы максимально громкой. Иногда стремление любой ценой добиться подобного результата приводит к откровенно, мягко говоря, странным проявлениям «творчества» типа выставки с иконами в экскрементах или перфоманс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями.
Кстати о Петре Павленском, в свое время громко прозвучавшем не только благодаря прибитой мошонке, но и подожженной двери здания ФСБ на Лубянке (либеральные СМИ тогда назвали это «протестом против абсолютного зла»), что-то давно ничего не слышно.
В России он, напомню, выступал в роли «гонимого и преследуемого властями художника», за что и получил политическое убежище во Франции. По-видимому, «воздух свободы» подействовал на него столь пьяняще, что он решил и там повторить свои перфомансы, совершив поджог здания Банка Франции. Но французы почему-то не оценили «новаторское искусство» и вначале заключили его под стражу, а затем отправили в психиатрическую больницу, где он до сей поры пребывает. Согласитесь, весьма красноречивый факт.
Что касается использования матерных выражений в спектакле «#проКалугу», то я считаю это неуместным и даже пошлым. Простите, но это все равно что испортить воздух в общественном месте. В конце концов для того, чтобы услышать мат, не обязательно идти в театр. Подобные «документальные спектакли» ежедневно разыгрываются у любой калужской пивнушки.