20 апреля, Суббота
Календарь событий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

13 октября 1884 г. - в Гринвиче утверждено место прохождения нулевого меридиана.

13.10.2020 08:54
История установления места прохождения меридиана, с которого начинается отсчёт долготы, то есть нулевого (обозначаемого как ноль градусов) довольно древняя, так как исчисление местоположения на карте и сама картография ведут свою историю с древнейших времён. Однако период Великих географических открытий, расширение горизонта для мореплавателей и рост значимости морских сообщений и морской торговли в экономике многих стран мира, а также всё более осознаваемая потребность в единообразии системы картографии привели к тому, что решение вопроса о месте прохождения нулевого меридиана было вынесено на международное обсуждение.

Это сегодня мы знаем о том, что нулевым меридианом называется Гринвичский меридиан, то есть меридиан, проходящий через обсерваторию города Гринвич в Великобритании. Определение его как нулевого не связано с какими-либо важными географическими исчислениями и не требовало этого при его выборе.

Эта линия, в отличие от линии экватора, условна, но позволяет добиться единообразия в картографии и исчислении местоположения. Кроме того, установление единого нулевого меридиана способствовало установлению единообразия в определении времени, так как эта линия стала условной точкой начальной фазы вращения Земли.

Условность нулевого меридиана до 1884 года приводила к тому, что многие государства на своих картах устанавливали собственный нулевой меридиан, который нередко проходил через главную обсерваторию этих стран.

Морские карты первыми начали приходить к системе единообразия, поскольку отсутствие оного приводило к определённым затруднениям и дополнительным временным затратам. Так, получение информации о местоположении от корабля другого государства требовало сверки с собственными картами и переложение собственной системы координат на другую или наоборот в том случае, когда оба корабля использовали разные нулевые меридианы. Подобные трудности возникали и при определении времени, что в условиях развития системы железных дорог, ускоривших процессы перемещения в пространстве, только добавляло путаницы.

Так или иначе, но до принятия 13 октября 1884 года Международного соглашения об установлении Гринвичского меридиана в качестве нулевого долгое время на картах разных стран можно было встретить нулевые меридианы, проходящие в совершенно разных местах. Такими местами были остров Родос (в трудах Гиппарха), остров Фуэртевентура на Канарах, остров Ферро, Кадис, Гринвич, Лиссабон, Париж, Копенгаген и др.

Что касается Гринвичского меридиана, то впервые в качестве нулевого он был установлен в 1851 году. Через двадцать лет в Антверпене состоялся Международный географический конгресс, предложивший использовать Гринвичский меридиан в качестве нулевого на всех морских картах.

Все последующие Международные географические конгрессы и геодезические конференции продолжали на своих заседаниях обсуждение вопроса о нулевом меридиане на морских и географических картах.

В 1884 году на Вашингтонской конференции, вошедшей в историю под названием меридианной, было принято решение сделать Гринвичский меридиан нулевым на всех картах и рекомендовать следовать этому всем государствам. Кроме того одним из важнейших решений конференции стала рекомендация использовать исчисление времени по Гринвичу в качестве всемирного времени. Началом средних солнечных (всемирных или универсальных) суток был принят момент средней полночи на нулевом меридиане, а их продолжительность исчислялась от 0 до 24 часов.

Эти и другие решения Вашингтонской конференции были оформлены в виде резолюции, принятой 13 октября 1884 года.
×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика