Член Общественной палаты региона, журналист и блогер Роман Новиков вместе с волонтерами Юрием Смолиным и Виталием Повесьмой сопроводил в Донбасс очередную партию оборудования, снаряжения и гуманитарной помощи для добровольческого штурмового батальона «5Z Барс».Во время поездки было много интересных встреч и бесед с командирами и бойцами.О своих выводах наш коллега рассказал читателям «КГВ».
Я понял, что ZOV - это когда тебя действительно что-то зовет. И мне уже хочется туда вернуться, хотя, повторюсь, я совершенно мирный человек. Потому что осознание того, что мужики, которым ты сейчас жмешь руку, «уходят за ленту» воевать, а ты сядешь в машину и поедешь домой, оставляет в душе какой-то дискомфорт.
Увидеть своими глазами
- Принимающая сторона сильно переживала, потому что я человек штатский, неподготовленный. Но мне хотелось погрузиться в среду, посмотреть, поговорить с людьми и понять, что там вообще происходит. Даже двух дней, проведенных в прифронтовой зоне, достаточно, чтобы кардинально поменять картину восприятия мира. Ведь то, что ты узнаешь в новостях, читаешь в Телеграм-каналах, - лишь небольшая часть информации. Все воспринимается острее, когда видишь это своими глазами. Атмосфера влияет, потому что попадаешь в среду, которая противоречит всей твоей прежней комфортной жизни.
Благодарю Министерство внутренней политики, Общественную палату Калужской области, председателя Дзержинского районного Собрания Андрея Степаняна за содействие в организации этой поездки.
Второй важный момент – мы находимся на переломном этапе истории. Можно сколько угодно ездить по заграницам, но только в Донбассе становится понятно, как на самом деле к нам относятся на Западе. Со слов участников боевых действий, те же самые наемники, когда заходили в Изюм, вели себя как каратели. Резали мужиков-монтеров только за то, что они при российской власти обслуживали электросети. Таких же украинцев, которые просто делали свое дело - обеспечивали подачу электричества. Многие из них приняли мученическую смерть, но тем, кто приходит на нашу землю, это все равно.
Их интересуют не люди, а территории. Иначе нельзя объяснить тот факт, что при отходе подразделения ВСУ стараются сровнять все с землей, наносят удары даже по своим бывшим позициям, на которых остаются их убитые и раненые «побратимы».
Для себя я сформулировал, что это для нас там проводится спецоперация. С их стороны ведется полноценная война, которая значительно отличается от картины, складывающейся в головах у некоторых наших ура-патриотов. На место уничтоженных противников приходят другие, зачастую даже лучше подготовленные.
Добровольцы
- Большинство наших добровольцев – люди опытные. Средний возраст – 50 лет, хотя есть среди них и молодые. В основном это люди еще советской закваски. Главная их мотивация – наша победа, восстановление исторической справедливости и завершение того, что сделали наши деды. По большому счету и сам конфликт воспринимается ими как Красная армия против фашистов. Это принципиальное понятие, важная точка опоры, которая поддерживает людей на передовой.
Еще одна не менее важная мотивация – послужить своей Родине. Мы очень много говорим о патриотизме, а сейчас настало время перейти от слов и лозунгов к реальным делам. На войне особенно ярко понимаешь, что нам есть чем и кем гордиться. Все военнослужащие, которых я встретил там, - настоящие люди, у каждого своя история и свои причины. Но я не увидел среди них хитрецов, приехавших ради заработка. Они там совершенно точно не из-за денег, на переднем крае деньги обесцениваются. И волонтеры там тоже не из каких-то корыстных побуждений.
Безусловно, есть люди, которые психологически не выдерживают на войне, осознают, что не вытягивают на своем месте и служат обузой товарищам. К таким относятся с пониманием, не удерживают. А вот к «пятисотым» - кадровым военным, сбежавшим со службы после начала СВО, относятся крайне негативно, считают их дезертирами.
Не задерживаются в батальоне и недисциплинированные люди - те, кто пьет, ведет себя аморально, разлагает коллектив. Такие в первую очередь представляют реальную угрозу для сослуживцев, поэтому и отсеиваются еще на этапе отбора и подготовки.
Разговоры на тему «договоримся с Украиной и остановимся» никто из добровольцев не поймет. Киев для них - цель принципиальная, а дальше - видно будет. Иначе непонятно, за что сражаются и погибают наши пацаны. Неудивительно, что многие остаются на передовой по окончании стандартного трехмесячного срока или возвращаются туда после небольшого отдыха.
Что такое ВСУ
- Такое понятие, как «украинская армия», в среде добровольцев не используется. Она давно разгромлена. Сейчас вооруженные силы Украины – это общее наименование для кучи разнообразных структур, включая националистические батальоны, территориальную оборону и иностранных наемников.
Подготовленных украинских военных, прошедших горнило боев, осталось не так много. На смену им идет необстрелянное «пушечное мясо», которое наловят в рамках мобилизации. Конкретно нашим «барсам» противостоят нацисты из батальона «Кракен», добровольцы из числа бывших военнослужащих Польши, США, Румынии, приправленные «солдатами удачи» со всего мира.
В рядах ВСУ много разного сброда, который идет на войну для того, чтобы безнаказанно мучить и издеваться над другими людьми. Поэтому надо четко понимать: если все это вовремя не остановить, они придут сюда и точно не будут смотреть – поддерживал ты Путина или нет. Для них мы все враги по определению, в лучшем случае - просто цель. Разница в том, убьют тебя быстро или захотят помучить.
Например, боевики «Кракена» специально оставляют нашим бойцам «метки» - людей, убитых по стандартам СС. После них находят тела с выколотыми глазами, обмотанные колючей проволокой или заживо сожженные. Для них желательно, чтобы это был русский солдат, но такое случается редко. Поэтому убивают кого-то из «мирняка».
Что они этим пытаются доказать – вопрос к их культурологам, воспитателям, пропагандистам. Но выглядит это как какой-то изуверский фашизм. Здесь никаких двойных стандартов быть не может. Война есть война, но эти люди действуют грязно, словно осуществляют карательные операции. В этом действия ВСУ отличаются от Российской армии.
Вместе с гуманитарным грузом мы передали калужские газеты. Командир батальона лично забрал их в свою машину. Для них это очень важно – на передовой даже проводят что-то вроде политинформации, и бумажные носители для бойцов – один из наиболее удобных и эффективных инструментов получения информации о внешнем мире.