«Мы постоянно взаимодействуем с правоохранительными органами в целях защиты прав граждан от преступных посягательств на финансовом рынке региона. Предыдущий план совместных мероприятий в регионе был подписан 4 года назад, за это время поменялся темп развития цифровых технологий, поменялись векторы преступных схем. Поэтому новый совместный план мероприятий направлен на усиление межведомственного взаимодействия, обмена информацией в регионе в целях своевременного выявления и пресечения противоправной деятельности», - отметила управляющий Калужским отделением Банка России Ирина Карлаш.
В 2019 году основная проблема в сфере информационной безопасности трансформировалась в социальную инженерию. Так называется способ мошенничества, основанный на манипулировании поведением человека с использованием социальных и психологических навыков.
В арсенале киберпреступников появился новый способ обмана жертв – технология подмены исходящего телефонного номера на идентичные номерам колл-центров кредитных организаций. Это позволило им успешно выдавать себя за сотрудников служб безопасности банков и под видом блокировки подозрительных операций совершать хищения средств жертв.
Банк России сосредоточил свое внимание на противодействии киберугрозам, в частности, за счет блокировки ресурсов и телефонных номеров, используемых злоумышленниками для хищения средств граждан. В 2015 году создан Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере ФинЦЕРТ. Участниками информационного обмена с ФинЦЕРТ являются 826 организаций, в том числе все банки, работающие на территории России.
С сентября 2018 года по сентябрь 2019 года ФинЦЕРТ отправил информацию о почти 5000 телефонных номерах, задействованных в мошеннических СМС-рассылках, звонках, заражениях вредоносным программным обеспечением и так далее, для блокировки данных номеров. Количество заблокированных номеров по сравнению с прошлым годом выросло в 38 раз.
УМВД России по Калужской области сообщило, что по итогам 9 месяцев 2019 года количество зарегистрированных на территории Калужской области мошенничеств общеуголовной направленности достигло почти 1400 фактов. Из общего количества зарегистрированных мошенничеств общеуголовной направленности 70% (или 983) составляют так называемые «дистанционные мошенничества», совершенные с использованием мобильных средств связи и сети Интернет, из них 252 преступления совершались под предлогом разблокировки банковской карты или отмены операции по списанию денежных средств с банковской карты.
За 9 месяцев 2019 года на территории области зарегистрировано 422 факта краж с электронных счетов и банковских карт, из которых 131 преступление совершено преступниками, представляющимися работниками банка, под предлогом отмены банковской операции и защиты банковских счетов.
Этот способ мошенничества заключается в том, что на мобильный телефон клиента банка поступает звонок или смс-сообщение под видом уведомления от кредитной организации о том, что по счету совершена какая-либо операция или счет необходимо разблокировать. При этом с потерпевшим общается лицо, которое представляется должностным лицом банка, (обычно работник службы безопасности или оператор «горячей линии»), и использует абонентские номера, начинающиеся на «8-800», но могут использоваться обычные городские и мобильные номера. Основными приемами введения граждан в заблуждение является акцентирование на осуществление звонка с бесплатного номера, озвучивание преступником установочных данных клиента банка, а также некоторых сведений о счете. Стиль речи преступника имеет значительные сходства с банковскими работниками-операторами, также у злоумышленников предусмотрены различные модели поведения в зависимости от задаваемых вопросов.
При поступлении такого сообщения или звонка рекомендуется не давать каких-либо данных о себе и о своей банковской карте. Далее необходимо перезвонить на «горячую линию» своего банка и сообщить о случившемся. Если есть сомнения, что вы сообщили какие-то сведения, то заблокировать свои лицевые счета и уже при личном посещении банка, убедившись, что вам ничего не угрожает, разблокировать их.
С целью распознавания попытки введения в заблуждение, в ходе диалога необходимо задавать как можно больше вопросов лицу, представляющемуся банковским работником, о последних операциях совершенных вами, количестве счетов открытых в банке, остатке денежных средств. Внимательно читайте содержание сообщений, которые поступают в ходе диалога с преступниками, в большинстве случаев в данных сообщения указаны сведения о переводе денежных средств или о подключении к услугам онлайн-банкинга. Необходимо знать, что наличие номера вида «8-800», а также любых других, не может являться подтверждением того, что звонок поступил именно из банка. Также для осуществления блокировки банковских счетов, банкам не требуется какая-либо дополнительная информация и тем более пароли, поступающие на мобильный телефон.
Необходимо приложить совместные усилия и Банка России, и правоохранительных органов, и коммерческих банков и СМИ для того, чтобы активно противостоять мошенникам. Однако самим гражданам также необходимо быть бдительными и внимательными, когда речь идет о личных финансах. Не сообщать никому конфиденциальные данные, пароли, коды, перепроверять информацию.

Газета
Прямая линия













