Все прошедшую неделю мы напряженно следили за ситуацией на реках региона. До режима ЧС, как, к примеру, у соседей в Брянске, в нашей области не доходило, но изрядно поволноваться вешние воды заставили многих. Наконец к выходным половодье пошло на спад. Можно выдохнуть, высохнуть и оценить наше противостояние со стихией. О половодье-2023 мы беседовали с Андреем ИЗОТОВЫМ, начальником отдела статистики, мониторинга и прогнозирования Главного управления МЧС России по Калужской области.
Осадки не сладки
– Андрей Александрович, чем отличалось прошедшее половодье от прошлогоднего, которое называли самым значительным с 2013 года?
– Нынешнее половодье превысило все показатели прошлого года, но не достигло уровней 2013-го. Оно стало вторым по масштабам за последнее десятилетие. С другой стороны, это вполне нормальное половодье для наших рек. Мы ожидали подобного развития событий. Хотя, по предварительному прогнозу Росгидромета, подъем воды должен был быть ниже средних показателей.
В этом году половодье началось на две недели раньше обычного. Запас снега был еще достаточно большой. Особенно высокий снежный покров отмечался на севере области. Плюс Московский регион щедро поделился вешними водами. Но самый большой вклад внесли обильные осадки – по данным Калужского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в марте их выпало на треть больше нормы. Если в начале месяца был небольшой, но уверенный рост уровней, то тепло и дожди с 24 марта спровоцировали резкий подъем воды.
В итоге основные реки области превзошли все прогнозируемые уровни и вышли на пойму. Особенно бурно ситуация развивалась на Протве – буквально за сутки она достигла показателей неблагоприятного гидрологического явления, вода поднялась практически на 2,5 метра, вышла на пойму, началось затопление дачных участков. К 29 марта уровень воды вышел на пик половодья и достиг отметки опасного гидрологического явления – 755 сантиметров от нуля гидропоста. Похожая ситуация была на Угре, которая кроме наших талых вод получила изрядное количество стока из Смоленской области.
– Сбросы с ГРЭС из соседних областей серьезно повлияли на ситуацию у нас?
– Существенно не повлияли. В середине марта были сбросы в Оку из Орловской и Тульской областей. Но они прошли «транзитом» – к началу активного подъема главной водной артерии региона эта вода уже ушла.
Мокрые места
– Сколько всего участков, придомовых территорий было подтоплено? Не было среди них новых, которые не затапливало раньше?
– В Полотняном Заводе, Козельске, Тарутине и Спас-Загорье было подтоплено 56 приусадебных участков. В зону нашего внимания в этом году впервые попал участок на реке Нара в Жуковском районе. В селе Тарутино было подтоплено десять участков, находившихся вплотную к реке. До домов вода не добралась. В целом же в зону воздействия половодья попали традиционные территории, которые регулярно подтапливаются при высоких уровнях воды. Это СНТ в Обнинске и Жуковском районе, малоярославецкие, боровские дороги, дорога к деревне Староскаковское Дзержинского района, населенные пункты, о которых я уже сказал. Много происшествий с ливневыми и водопропускными системами местного значения.
– Мы побывали в Дзержинском районе. Видели Угру во всей красе – дорогу затопила, в поселок Учхоз зашла. В Полотняном Заводе река Шаня залила не только улицу Бумажную, но и Музей Бузеон, ресторан. Это было неожиданностью для многих.
– В Дзержинском районе сложная речная система на небольшой площади – в Угру впадает река Шаня, в нее Суходрев. Был момент, когда Угра сама по себе набрала высокий уровень, а Шаня в Кондрове начала угрожать очистным сооружениям и территории бумажного комбината. Поэтому ее через ГТС стали пропускать в первую очередь. Это не давало возможности уходить воде из Суходрева. Как только ситуация в Кондрове нормализовалась, сразу же стали регулировать сброс воды и обстановка в Полотняном Заводе также нормализовалась.
– А в Кирове почему произошел перелив?
– Приток в водохранилища был довольно мощный. Если посмотреть на каскад Кировских водохранилищ, то Верхнее имеет практически нерегулируемый водосброс, как у нас на Яченском водохранилище в Калуге, Нижнее регулируется. Получается система перелива и сброса, имеющая свое специфическое время реакции на обстановку. С Нижнего на пике сбрасывали 46 куб. м в секунду. Для сравнения: пиковый сброс с Людиновского водохранилища доходил до 140 куб. м в секунду. В целом можно сказать, что особых проблем с ними не было, пропуск половодья через их ГТС был безаварийным.
– Много ли эвакуировали людей, в частности, из Обниских СНТ?
– По официальной информации, оттуда было эвакуировано 24 человека, из них трое детей. В Козельске ситуация была более благополучная, чем в 2013 году, – тогда Жиздра поднималась на метр выше, чем в нынешнем, заблаговременное отселение из возможной зоны паводка было предложено людям с ограниченными возможностями. Согласились единицы.
– Будут ли какие-то предложения у МЧС по зонам затопления? Там есть дома, в них живут люди, но каждую весну их надо спасать.
– Ситуацию в Обнинских СНТ я бы назвал трагичной – все видят, что это пойма Протвы, что она регулярно затапливается, но именно там построены дома. Это вопрос и к собственникам, и к властям, и к надзорным органам. Как огороды, выделенные в 90-х годах прошлого века, стали участками индивидуального жилищного строительства с разрешенным постоянным проживанием и пропиской, при этом находясь в зоне затопления, внесенной в государственные реестры?
– Это единственный в области проблемный участок такого рода?
– У нас есть СНТ в Жуковском и Малоярославецком районах, но там так сильно, как в Обнинске, не затапливает.
Чтобы не сесть в лужу с покупкой участка.
– Достаточно открыть публичную кадастровую карту. Так указаны зоны с особыми условиями, с обременением, подтапливаемые. Большая работа была проведена региональным министерством природных ресурсов и экологии – на основных реках и их притоках определено 27 зон затопления. Там разрешено строительство, но при устройстве защиты, проведении специальных мероприятий – перечень большой.
Готовились к худшему
– Как вы оцениваете подготовку к нынешнему половодью?
– Всегда готовимся по наихудшему сценарию. Но стихия бывает сильнее людей. Я уже слышал предложения прокопать второе русло для Протвы в Обнинске, построить вдоль берега трехметровую дамбу. Но вода пойдет в обход и зальет этот участок. Нужен комплексный подход для решения проблем Обнинских СНТ.
Из года в год неплохо работает администрация Дзержинского района. Оперативно справлялись с обстановкой в Боровском. Хочу отметить работу Перемышльской районной администрации. В населенных пунктах Верхнее и Нижнее Косьмово в прошлом году было подтопление дороги из-за дренажных труб. За прошлый год там успели ее расширить и отремонтировать, все прошло благополучно.
– В Калуге были затоплены мосты и дороги?
– Терепец в это половодье показал характер – вода достигала высоких уровней. В очередной раз возник вопрос реконструкции моста в Груздове.
В Малоярославецком районе реконструируют Игнатьевский мост на реке Луже, который связывает деревни Бородухино, Новостройка, Дубровка. Надо отдать должное – администрация нашла и финансирование, и строителей. Теперь он будет возвышаться на 12 метров над рекой. Но на повестке остается вопрос реконструкции моста и дорога в Афанасово, которые каждый год страдают от половодья.
Особенность нашего региона – в северных районах (Боровском, Жуковском) ведется активная застройка, появляются новые жилые массивы. Еще до начала половодья мы получали информацию из СНТ о подтоплениях. Вода приходила с полей. Выяснялось, что это зона нового строительства – дома стоят, дороги проложены, но… дренажной системы либо нет вообще, либо она забита снегом. И таких случаев довольно много.
По итогам прошедшего периода будем делать расширенный анализ и давать муниципалитетам конкретные рекомендации.
● За прошедшее десятилетие самым масштабным в Калужском регионе считалось половодье 2013 года. Тогда на Оке максимум достигал 922 сантиметров (отмечен 22 апреля), на Угре – 827 сантиметров (21 апреля), на Жиздре – 904 сантиметров (19 апреля), на Протве – 760 сантиметров (21 апреля).
Фото Георгия Орлова и Игоря Гусева.