Победив в 2014 году в юношеском первенстве России, он сразу же вышел на международный уровень, выиграв в командной эстафете и в личном зачете два первенства Европы подряд – в 2015 и 2016 годах.
Тренер как второй отец
- Михаил, с чего началось ваше увлечение плаванием?- В бассейн меня в пятилетнем возрасте привели родители – для поддержания здоровья. Тренер заметил мой потенциал в плавании. Первый мой тренер Ирина Николаевна Сараева, потом Ирина Николаевна Девятова, а сейчас я тренируюсь с Сергеем Рудольфовичем Загацким – он и сделал меня как спортсмена.
Всю свою осознанную карьеру я проводил именно с ним. Осознание пришло в 15 лет, когда я выиграл впервые первенство России и понял, для чего я все это делаю. То есть этот путь начался с 2014 года.
- У разных тренеров разные стили работы. С одним срабатывается спортсмен, с другим нет. Какой стиль у Загацкого?
- За это время Сергей Рудольфович мне стал вторым отцом – он со мной все время, и на суше, и в воде. За последние 2-3 года я с ним вижусь чаще, чем со своими родителями. Именно Сергей Рудольфович дал мне много полезных советов, которые направляют меня в нужное русло – не только по спорту, но и по жизни. Я могу прийти на тренировку и поговорить с тренером, как обстоят мои дела вообще, обсудить все свои жизненные вопросы и проблемы. Он и посоветует, он психолог. Я это очень ценю.
Есть у меня и еще один тренер - Михаил Владимирович Горелик из Санкт-Петербурга. Я включен во взрослую сборную страны и на командных сборах тренируюсь с ним.
- Влияет ли смена тренера на спортивные результаты?
- Смена тренеров в моем случае не влияет, мой обнинский тренер всегда на связи с тренером питерским – у них общая программа подготовки, и работают они как слаженный механизм. Обнинский тренер воспитывает меня как личность, а питерский – как спортсмена.
С дельфина перешёл на вольный
- Каким стилем вы плывете?- На данный момент – это вольный стиль. Раньше, в начале карьеры, когда я выиграл первенство России и первенство Европы, я плавал баттерфляем, как мой старший обнинский коллега по спорту, трехкратный рекордсмен мира Николай Скворцов.
Потом наступил момент, когда результат просто встал – не было прогресса. И однажды на сборах тренер предложил мне плыть вольным стилем – просто попробовать. Первый результат оказался неплохим, а до этого я даже не подозревал о своем потенциале в стиле кроль. И со временем я с дельфина перешел на вольный стиль.
- В чем отличие «короткой» и «длинной» воды? Где тяжелее?
- Кто-то считает, что в «четвертаке» легче плыть. Это ошибочное суждение. Кому-то подходит одно, кому-то другое. Нужно уметь быстро делать перевороты и отталкиваться. Основные соревнования проходят на «длинной» воде, и все готовятся в 50-метровом бассейне. Некоторые пловцы «четвертак» вообще не признают, потому что это не олимпийский формат.
Я плыву на дистанциях от 50 до 1000 метров. На повороте нужно прикладывать больше усилий, чтобы оторваться от других, – он делается без дыхания. На повороте ты не отдыхаешь, дышишь только на дистанции.
Лидерская философия
- Сколько у вас медалей?- Я не считаю свои медали. У спортсменов это плохая примета – если медали считать, то с каждым разом их будет все меньше и меньше. Если зацикливаться на своих прежних успехах, на медалях, которые ты завоевал год или два назад, то у тебя не будет прогресса. Завоевал медаль и на следующий день о ней забыл, потому что делаешь другую работу, нацеливаешься на другие старты.
Сейчас межсезонье, а в ноябре в Казани состоится чемпионат России, а следом за ним и чемпионат мира в Китае. И от выступления в Казани будет зависеть мое участие в ЧМ. Такую лидерскую философию, такие качества воспитал во мне мой тренер Сергей Рудольфович Загацкий.
- Долго ли вы собираетесь плыть?
- Я постараюсь продлить свою спортивную карьеру как можно дольше, главное, соблюдать режим, диету, поддерживать оптимальный вес. Например, американец Энтони Ирвин в 2016 году выиграл Олимпиаду – ему тогда было 36 лет. Так что нет ничего невозможного.
- Значит, у вас есть кумиры?
- Кумиров нет и не будет. Подражать кому-то даже из великих спортсменов у меня нет желания. Отсутствие такого желания - это опять же «накрутка» моего тренера Сергея Рудольфовича и, конечно же, моих родителей – Ольги Алексеевны и Дмитрия Александровича. Им спасибо! Они меня создали. Как боги. Без них ничего бы не было.
Михаил Вековищев:
Я не считаю свои медали. У спортсменов это плохая примета – если медали считать, то с каждым разом их будет все меньше и меньше. Если зацикливаться на своих прежних успехах, на медалях, которые ты завоевал год или два назад, то у тебя не будет прогресса. Завоевал медаль и на следующий день о ней забыл, потому что делаешь другую работу, нацеливаешься на другие старты.