Это один из моих любимых снимков обнинского фотографа Виталия Горшкова среди множества удостоенных престижных наград, представленных на выставках, опубликованных в журналах и альбомах. Тонкая полоска света рисует контуры и… стирает время - такое могли видеть люди тысячу лет назад, а теперь – мы. Хотя объясняли мне профессионалы, что во всем «виноват» контражур – прием, при котором освещение располагается позади объекта, своей магии фотография не утратила.
Фотокухня
Когда познакомились с Виталием, не могла не спросить, как он этот кадр сделал.«Однажды ко мне обратились фотографы из Москвы с просьбой организовать поездку к зубрам в заповедник «Калужские засеки». Так я встретился с Игорем Зубковым. Он настоящий фанат съемок дикой природы. Зубров мы фотографировали дотемна. И тут у Игоря созрела идея: зайти с другой стороны, чтобы подсветить животных фонариком и снять в контровом освещении. Наша затея удалась. Лет пять назад такие снимки высоко ценились на различных конкурсах»,
- поделился мастер.Конечно, не контражуром единым сильны фотографы-анималисты. Жанр особенный. Зверям и птицам не скажешь: «Улыбочку! Смотрите в камеру! Еще один дубль, пожалуйста!» Много труда требуется приложить ради удачного кадра. Тут и биологию знать надо, и терпение иметь, и смекалку.
«Например, цапель на гнездовье мы снимали на высоте 20 метров. Для этого еще зимой готовили специальное дерево - на вершине устанавливали каркасную металлическую палатку с матерчатым покрытием, чтобы можно было наблюдать за жизнью колонии. Весной птицы прилетали, быстро привыкали к новому объекту. В течение сезона мы вели съемки»,
- рассказал Виталий.Он «заболел» фотографией лет в 11, когда ему в руки попала оставшаяся от отца фотокамера. Все от заправки пленки до проявки и печати освоил сам. Первые снимки сделал в лесу по соседству с родным селом Высокиничи, что в Жуковском районе, - следы белки и зайца, синица на ветке. Как и многие мальчишки, мечтал о путешествиях – хотелось увидеть далекие земли и запечатлеть на пленке. Заработанные в колхозе деньги, тогда школьников регулярно направляли на прополку, уборку урожая, потратил на фотоаппарат «Зенит».
Умение фотографировать очень пригодилось, когда он стал студентом биолого-географического факультета Калужского педагогического университета.
«В 90-е годы в университете зоологический кружок вел Александр Александрович Воронин. Под его руководством я изучал экологию птиц. Он познакомил меня с известным калужским фотографом-анималистом Константином Ивановичем Ширяевым. С ним мы стали совершать вылазки в поле. Я и кофры с фототехникой таскал, и укрытия строить помогал. Он мне на практике показал, как надо профессионально снимать животных и птиц. Вместе ездили на Вырку фотографировать колонию серых цапель. Его уроки мне очень пригодились. С Константином Ивановичем до сих пор поддерживаем хорошие отношения»,
- вспоминал Виталий Горшков.Сегодня ученик возглавляет региональное отделение Союза фотографов дикой природы и сам дает уроки фотоанималистики.
Цари леса
Как-то мой коллега Виктор Сергеевич Хотеев принес в редакцию роскошный календарь с портретами зубров. Хранили бы до сих пор, если бы не потоп, который устроила нам прохудившаяся крыша. Там были лесные цари и царицы крупным планом. Под каждым снимком кличка и небольшая характеристика «фотомодели». Автор фотографий - Виталий Горшков.«Зубры – не бурая масса. Когда долго имеешь дело с животными, начинаешь узнавать их ближе, отмечаешь индивидуальные черты – есть робкие, есть агрессивные, есть сговорчивые – позволят близко подходить фотографировать»,
- объяснил он.Это для мастера отдельная страница в творчестве. В 2001 году из национального парка «Орловское полесье» пришли первые зубры, да так и остались на зимовку в заповеднике «Калужские засеки».
«Когда я узнал, что появились эти редкие животные, которых последний раз видели в наших краях лет 300 назад, захотелось их сфотографировать. От директора «Калужских засек» Сергея Васильевича Федосеева узнал, что зубры зимой выходят на подкормочные площадки. Я несколько раз приезжал, но съемка удалась только раз на пятый. Зубры настороженно относились к людям: только завидят – сразу в лес. Но впечатление у меня было очень сильное – такой былинной мощью от них веяло. Я даже статью написал в «Путешествие по свету», так в то время назывался популярный журнал «Вокруг света»,
- продолжил Виталий Горшков.Фото зубров принесли ему признание на международном уровне. Он стал финалистом конкурса фотографий дикой природы «Золотая черепаха». Очень удивился, когда увидел, как люди часами стоят в очереди на выставку, а потом открывают для себя, что есть прекрасная природа в нескольких часах езды от Москвы.
Теперь зубров в «Калужских засеках» под четыре сотни. Калужско-брянско-орловская группировка является крупнейшей в Европе. А еще заповедник стал настоящей меккой для фотографов-анималистов. Зимой там настоящий фотоаншлаг. Приезжают профессионалы и любители не только из соседних регионов, но и из Питера, Калининграда и т.д. На прикормочных площадках можно гарантированно увидеть и сфотографировать животных. Егеря проводят экскурсии. Виталий Горшков с директором Сергеем Федосеевым уже обсуждают идею провести конкурс фотографий среди посетителей «Калужских засек».
Притяжение Севера
Виталий любит перефразировать известную цитату: куда бы ни лежал путь, меня, как стрелку компаса, всегда тянет на север. Со студенческой скамьи дневники полярных исследователей Нансена, Амундсена, Седова были любимым чтением. За прошедшие годы собрал целую библиотеку. Но больше всего хотелось увидеть суровый край своими глазами. Мечта сбылась, когда вместе с товарищами стал организовывать туры на Таймыр. Плато Анабар, Путорана, берега моря Лаптевых, бесконечность тундры с мохнатыми холмиками овцебыков уже не сон, а явь.«Регион дикий, не истоптанный, как говорят туристы. Территория Таймыра, как Европа, а населенных пунктов - 2-3 деревни. Когда вертолет оставляет тебя где-то на реке, ты понимаешь, что твоя жизнь зависит от работоспособности спутникового телефона и навигатора. Но впечатления, возможность фотографировать природу Севера того стоят»,
- считает Виталий Горшков.В 2018 году Виталию удалось пройти по следам Великой северной экспедиции XVIII века. Ее участники – первопроходцы Василий Прончищев и Семен Челюскин - из наших краев. Возглавлял экспедицию Василий Прончищев, а после его смерти - Харитон Лаптев. На судне «Якутск» они пытались обойти полуостров Таймыр. Но на восточном побережье их дубель-шлюпку раздавило льдами. Вся команда высадилась на берег, вырыли землянки и ждали, когда замерзнет залив, чтобы перейти его по льду и вернуться к своим зимовьям, в районе реки Хатанги.
«Активное участие в организации экспедиции принял Руслан Смоленский, бывший в то время заместителем губернатора области. Мы обследовали место высадки команды. От нашей области привезли две мемориальные доски из титана. Одну поместили на кресте рядом с городком Харитона Лаптева, вторую оставили на холме, где высаживалась команда. Землянок мы не нашли. На предполагаемом месте - развалины полярной станции советских времен»,
- рассказал Виталий.Участники этого проекта надеются еще раз вернуться на Таймыр и отыскать место пристанища полярников. А в ближайших планах нашего фотографа-анималиста - «Калужские засеки», к Новому году зубры ждут новой фотосессии.
Виталий Горшков – председатель Калужского регионального отделения Союза фотографов дикой природы, член экспертной комиссии фотоконкурса РГО «Самая красивая страна», профессиональный гид и организатор приключенческих туров и фотоэкспедиций на севере Красноярского края и Дальнем Востоке России. Виталий – финалист и лауреат фотоконкурсов «Золотая Черепаха», финалист фотоконкурсов «Самая красивая страна» РГО и «Дикая природа России» National Geographic. Фотограф провел персональные выставки во многих городах России и Берлине. Сотрудничает с заповедником «Калужские засеки» и «Заповедниками Таймыра». Автор фотоальбома «Сказки старого леса» о заповеднике «Калужские засеки».
Был случай
«Любая такая съемка, поездка своего рода приключение. Мы как-то фотографировали серых цапель в колонии на Рессете. С Владиславом Новиковым решили построить небольшую, метра четыре, вышку, там сделать площадку, установить укрытие для съемки. Но вокруг болота, тростники. По тропинке, которую мы прорубили в тростниках к этой вышке, пришел бобр и перегрыз одну из стоек. Пришлось проводить ремонт».
«Всегда мечтал сделать динамичную фотографию зубров. Драку, например. У них и самки в этом принимают активное участие. Стали искать новые ракурсы. Придумали спрятаться под кормушку – зубр туда залезть не сможет – рога мешают, а человеку, вытянув руку, можно практически в упор снять зверей. Я с этой точки сфотографировал, как подрались два бычка. Удачный кадр».
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото из архива Виталия ГОРШКОВА.