Помните рассказ американского писателя Эдгара Алана По «Золотой жук», ставший одним из первых в истории произведений детективного жанра? Речь там идет о поиске сокровищ, ключ к которым зашифрован криптограммой. Сегодня обитатели дома № 44 на улице Суворова в Калуге тоже столкнулись с настоящей магией букв и цифр. Воистину криптограммой стала для них квитанция об оплате услуг ЖКХ.
Почём энергия для десяти лампочек?
Несколько лет назад появившаяся в коммунальных квитанциях строка за общедомовые нужды (ОДН) вызывала у многих граждан бурю негодования: руководители некоторых управляющих компаний тогда стали вешать долги жильцов и арендаторов офисов на добросовестных плательщиков. После вмешательства ГЖИ и прокуратуры скандалы поутихли. До поры до времени.
Десять энергосберегающих ламп освещают общедомовое пространство одноподъездной многоэтажки на Суворова. В доме 17 квартир. В январе за ОДН на каждую из них начислено плюс-минус свыше трех тысяч (!) рублей. Умножьте эту сумму на 17: свыше 50 тысяч рублей!
– Это просто издевательство какое-то! – возмущается член совета дома Людмила Лисицына. – Платежи за ОДН нарастали постепенно, хотя и раньше казались нам завышенными. Мы били тревогу, обращались в различные инстанции, включая ГЖИ. Но отовсюду получали отписки. Терпению наступил предел: сколько можно наживаться на нас?!
К разгадке феномена подключился региональный штаб «Народного фронта», за помощью к которому и обратились члены совета дома. Разбираться на место прибыли главный инженер ООО «ЖРЭУ № 6» Евгений Гуров, а также энергетики.
В первую очередь жильцы грешили на неисправный счетчик. В их присутствии специалисты вскрыли электрощитовую и проверили прибор. Показания… соответствовали указанным в квитанции объемам потребления – более семи с половиной тысяч киловатт-часов! По словам Евгения Гурова, счетчик ОДН отдельный, больше на него не подключены никакие потребители. Прибор новый – заменен в прошлом году. Показания снимаются регулярно и отправляются в ПАО «Калужская сбытовая компания», которая и выставляет счета жильцам.
– Так что со счетами надо разбираться в КСК, – отметил инженер. – Наша УК всего лишь фиксирует показатели.
Ответ жильцов, естественно, не удовлетворил. Они утверждают, что проблемы с непомерными начислениями за ОДН у них начались, когда примерно два года назад сменилась управляющая компания.
– Почему за потребленную электроэнергию в квартирах мы платим в среднем по 500 рублей, а за ОДН свыше трех тысяч?! – в очередной раз вопрошал старший по дому Игорь Юра. – Может быть, на нас вешают долги арендаторов офисов на первом этаже?
Главный инженер вновь объяснил, что это исключено, поскольку офисы подключены к отдельному счетчику. Это действительно так, хотя долги у арендаторов есть. Мистика какая-то: откуда же берутся эти астрономические суммы?
Кто виноват? Что делать?
А какова позиция Калужской сбытовой компании в этой ситуации?
– КСК не имеет к счетчикам ОДН отношения, – прокомментировал специалист по связям с общественностью и СМИ ПАО «КСК» Олег Королёв. – Это зона ответственности управляющих компаний. А что касается долгов неплательщиков, то их никто перераспределять не вправе, они выплачиваются по решению суда.
Круг, что называется, замкнулся.
Жильцы, понятное дело, не хотят больше мириться с этой ситуацией и готовы обратиться в прокуратуру, в суд. Очередная жалоба подана в ГЖИ. Люди убеждены, что на них кто-то наживается. Если к ОДН не приписывают долги неплательщиков, то, возможно, кто-то мог незаконно подключиться к общедомовым сетям, которые выходят на пресловутый счетчик?
– Этого исключать нельзя, – комментирует руководитель исполкома регионального отделения «Народного фронта» Дмитрий Афанасьев. – С подобными ситуациями нашим активистам уже приходилось сталкиваться. Конечно, такие счета за ОДН – это вопиющий факт, с которым надо досконально разбираться. Возможно, происходит несанкционированный отбор электроэнергии, о котором жильцам неизвестно. Чтобы установить это, необходимо провести энергоаудит. По его результатам могут быть расставлены все точки над i.
Проведение энергоаудита (энергетического обследования) в данном случае необходимо, потому что иначе не установить причины непомерных платежей за ОДН. Его могут проводить организации, прошедшие государственную сертификацию на данный вид обследования. Услуга эта платная, поэтому решение о проведении энергоаудита нужно утверждать на общем собрании жильцов. То есть, чтобы выявить несанкционированное присоединение к сетям ОДН, жильцам придется раскошелиться.
Предположим, что в результате аудита удалось обнаружить любителя халявного электричества. Будут ли (и если да, то кем) компенсированы жильцам затраты на обследование? Включится ли процесс пересчета, будут ли возвращены жильцам переплаченные суммы (и если да, то кем)? Предположим обратное – злоумышленника выявить не удалось? Что делать в этом случае? Ведь любой здравомыслящий человек согласится, что все происходящее с ОДН-электричеством в злосчастном доме № 44 уму непостижимо.
Члены совета дома не собираются успокаиваться, пока не решится проблема. Надежда на справедливость в них еще не угасла, в отличие от энергосберегающих ламп в подъезде, которые большую часть времени не светят и реагируют включением только на движение. А жильцы готовы двигаться, отстаивая свои права.