Психологи - это модно. Телевидение, интернет: всюду «читающие мысли», «коучи», «сердеведы» и «душелекари». А что же такое психология как наука, как формируется психолог? Об этом накануне профессионального праздника, который будет отмечаться 22 ноября, мы беседуем с доктором психологических наук, профессором, заведующей кафедрой психологии развития Института психологии КГУ им. К.Э. Циолковского Еленой ГОРБАЧЁВОЙ.
ДОСЬЕ
Елена Горбачева - один из авторов учебника «Психологическая диагностика», прошедшего 16 переизданий.
В 2002 году защитила докторскую диссертацию «Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы и условия развития». Результаты представлены в монографии, серии статей, на практике.
Выполняла исследования по социологической проблематике при финансовой поддержке администрации региона.
Входила в состав организаторов консорциума по подготовке управленческих кадров, являясь администратором программы «Менеджмент».
В КГУ - руководитель магистратуры «Психологическое консультирование» и аспирантуры по специальности «Педагогическая психология».
Под ее руководством защищено 11 кандидатских диссертаций.
Член Российского психологического общества, Федерации психологов образования России, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы.
За успехи в научно-образовательной деятельности была награждена медалью К.Д. Ушинского, за вклад в развитие психологии - медалью Г.И. Челпанова.
Путь в профессию
- Елена Игоревна, вопрос как психологу: какая любимая сказка была в детстве?- «Три поросенка». Я очень переживала и была на стороне самого умного из поросят, который настоял выстроить дом из камня и тем спас всех от волка. То есть я за надежность и стабильность на прочном фундаменте.
В Калуге живу с 1965 года. В детстве хотела быть историком, как мама. Но в старших классах школы решила стать психологом. Уже ехала подавать документы, и тут в электричке человеку стало плохо. Я не растерялась, нашла врача, связалась с поездной бригадой, и человека спасли. Решение переменила в одночасье - буду врачом! Пошла работать санитаркой в больницу № 3, в операционный блок. Но и занятия психологией не оставила. После года работы мне, конечно, дали направление в медицинский. А я поступила в педагогический, на психологию!
Тогда было легко и учиться, и общаться. Это сейчас везде пропускная система, платные «коучи» и тому подобное. А я могла посещать (и посещала) лекции ведущих специалистов-психологов в МГУ, в медицинских институтах, читала очень много литературы. Распределилась в Мордовию, в Саранский педагогический институт.
К чему каждый талант имеет
- В 1982 году поступила в аспирантуру института Российской академии образования в Москве, а в 1987-м защитила кандидатскую диссертацию «Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников».- А если по-простому?
- С помощью тестов можно выяснить, к чему более склонен учащийся - к технической работе, гуманитарной деятельности, инженерии, изобретательству или актерскому искусству, живописи.
В Калугу я вернулась в 1990-м, начала работать на кафедре психологии КГПИ им. К.Э. Циолковского. Все эти годы продолжалось и сотрудничество с московской группой разработки психодиагностических методик. Интерес к проблеме качественной специфики мышления стал устойчивым.
- Что такое «качественная специфика мышления»?
- Это «склад ума», как говорят в народе. У одного практический, у другого творческий, третий, что называется, «технарь»!
- Вы можете читать по лицам? Рассказать все о ребенке при первой же встрече? И с ходу можете определить, чем лучше заниматься человеку?
- Когда как. Порой с ходу, порой - присмотревшись. Чтобы понять склонности ребенка, недостаточно наблюдения за ним, недостаточно даже психологических тестов. Нужна системная работа психологов и педагогов. Личность ребенка не вполне сформирована: угадать математика, инженера проще, чем будущего поэта: все мы в определенном возрасте поэты и сочинители.
А вот у взрослого - по лицу, движению глаз, мимике, тембру речи - его приоритеты определить куда проще. Это я могу.
Комплекс Господа Бога
- Не возникает ли у вас «комплекса сверхполноценности» при такой осведомленности о реакциях человека?- Комплекс Господа Бога, сверхчеловека - на определенном этапе это проходят все студенты-психологи. «Я могу изменить жизнь этого человека!» - кричит внутренний голос. Это не так. Жизнь человеческая подчинена Богу, судьбе, фортуне - кто как назовет. И чем быстрее психолог преодолеет «комплекс величия», тем успешнее он будет как консультант, ученый и преподаватель.
- Сейчас на Западе у каждого есть свой психоаналитик. У нас не так. Почему?
- Мы другая культура, другая цивилизация, нас и называют «русский мир». Для нас важны дружеские, родственные связи. Человек выговаривается не специалисту-психологу, а близкому другу или даже случайному собеседнику, снимая свои проблемы, стрессы. Друзья и родственники поддерживают друг друга - люди не чувствуют себя одинокими.
- Судя по интернету отраслей психологии не счесть…
- Строгого единого способа классификации отраслей психологии не существует. Но все же в зависимости от области изучения и применения выделяют обычно следующие ее отрасли: нейропсихология, биологическая, педагогическая, психология развития, консультативная, сравнительная, когнитивная, аномального развития, клиническая…
- И всему этому учат в Институте психологии?
- Дают представление. Психолог учится сам и - учится всю жизнь!
Беседовал Петр Катериничев.
Фото автора.