В отличие от популярных у туристов «собратьев» райцентр Киров, бывшая Песочня (буду чаще пользоваться историческим названием города, которое, к слову, давно бы пора вернуть), стоит вроде в сторонке. Развивался он как промышленный – чугунолитейные заводы Золотаревых, 1745 год, позднее фаянсовый, эмалировочный и даже фарфоровый заводы, входившие в Горнозаводской округ Сергея Мальцова – «русского Илона Маска», девизом коего было – функциональность без излишеств. Архитектурных памятников, которыми обычно привлекают туристов, в Кирове всего два – величественные храмы Александра Невского (1893) и Рождества Богородицы (1786). Но я, походив здесь по городу и пообщавшись со старожилами, увидел в Кирове очень много изюминок и диковинок. Вот их топ, разумеется, мой субъективный.


Водонапорные башни на окраине Кирова, в районе станции Фаянсовая. В последней трети ХХ века эти сооружения стали делать некрасивыми – железные башни-«толкушки». Но в начале века, и даже в его середине, возводили иногда практически архитектурные шедевры. В районе Фаянсовой три старые «водонапорки» похожие, но вместе с тем по-разному оформленные, весьма необычных пропорций. По данным Татьяны Киселевой, исследовательницы «башенной архитектуры» России и редактора посвященного ей сайта Watertower.ru, – подобных в стране больше нет! Обидно будет, если не уцелеет ни одна.
Длинное деревянное строение, похожее на железнодорожную казарму, на старом городском кладбище, увенчанное небольшим куполом с крестом, на первый взгляд – типичная переделка 1990-х, когда нередко гражданские здания превращали в церкви. Но нет! Это – ЕДИНСТВЕННАЯ (насколько знаю) в области ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ! Данные расходятся, но, думаю, наиболее правильной будет такая версия: в 1900-х годах была построена кладбищенская часовня для отпевания и поминовения усопших. В первые советские десятилетия все храмы Песочни постепенно новыми властями были закрыты, а когда с 1940-х годов отношение к верующим немного смягчилось, местная община получила разрешение расширить старую часовню до полноценного храма. С 1947 г. церковь Рождества Богородицы, с земляным полом, дощатыми стенами и собранными местными богомольцами иконами, действует!
Памятник геологии и, очень вероятно, дохристианской истории – Смоловский камень, лежащий в одноименном овраге на окраине города. Каких только фантастических историй не приходилось слышать и даже читать о нем в сети! И что это метеорит, и что на нем высечены то ли руны, то ли изображения мамонтов... На самом деле камень притащил ледник из Скандинавии. Но это один из самых больших ледниковых валунов области, если не самый огромный! И вполне вероятно, что в дохристианское время он действительно был объектом поклонения. Не знаю, как насчет петроглифов, камень оброс мхом и лишайниками, но форма его кажется чуть более угловатой, чем положено ледниковому валуну. Возможно, он и в самом деле «подработан» в древние времена. А неподалеку находится издавна почитаемый источник, исцеляющий, по местным легендам, болезни глаз!
В Кирове есть объект, который редко кому придет в голову рассматривать как памятник технической архитектуры. Это... телеграфный столб! Не спешите смеяться – раньше они стояли у всех узлов связи, в начале ХХ века были символом прогресса, но много ли их уцелело в области? Не стоит ли сохранить хоть один, дабы поколение зумеров знало, как выглядели «выделенные линии» прадедов. Тем более в Мальцовском округе еще в 1880-х годах была устроена первая в России частная телеграфная сеть!
Интересен и необычен недавно появившийся памятник гончару в сквере Керамиков – жанровая скульптура, которую, в отличие от обычных унылых памятных стел, хочется рассматривать.
Стоит упоминания и только что построенный и открытый храм Ксении Петербургской, все там же – у Фаянсовой. Для светского человека он интересен необычной колокольней. В нашей области я знаю только одно похожее культовое здание со стенами в виде усеченной пирамиды – часовню-усыпальницу в Костине.
Коллекции городского музея. В подавляющем большинстве случаев, увы, экспозиции местных краеведческих музеев стандартны и похожи друг на друга. Кировский – исключение. Особенно стоит выделить три коллекции, собранные его сотрудниками и местными краеведами-энтузиастами: подборки железнодорожных фонарей и паровозных табличек, высоко оцененные московскими знатоками истории железных дорог. А еще – изделия чугунолитейного завода художественного литья в виде печных заслонок и иные затейливо украшенные изделия. Многие чугунолитейные заводы Калужской губернии занимались художественным литьем, и изделия иногда были не хуже, чем в знаменитых уральских Каслях. Но, увы, они гораздо менее известны. К великому сожалению, экспонаты коллекции рассмотреть сейчас трудно – неудобно они расположены. Как сказал директор музея А. А. Бауэр, много лет стоит вопрос о новом здании для музея, но пока он не решен...
Новости 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец