В мемуарном цикле романов Бориса Зайцева, чье детство прошло на Калужской земле, упомянуто село Усты. Сегодня оно относится к Думиничскому району. Когда-то после войны с Наполеоном в этих местах поселился молодой гусар, обзавелся семьей. Его могила сохранилась на местном кладбище. Наверно, с тех времен одно из опасных мест на протекающей под Устами Жиздре прозвали Гусаров омут. От него, этого поселенца, а умер он в 1852 году, пошла фамилия Гусаровы. Полковник Вадим Александрович ГУСАРОВ – его потомок и мой собеседник.
Офицер должен обладать высоким чувством эмпатии. Развивается только тот социум, где более 30 процентов особей мужского пола имеют высокое чувство сострадания к своему сообществу. Только тогда они могут его защитить. Будь это, к примеру, хоть стая волков. В ней есть те, кто хорошо дерется, кто лучше других охотится, и те, кто обладает высоким чувством эмпатии. Может, они дерутся плохо, но будут умирать за стаю. Они ее не бросят. Воспитание этого чувства – целая наука.
Стать артистом? Зачем?
Вадим Гусаров мечтал быть военным с детства. Вышло так, что его мама, окончив институт сельского хозяйства, начала работать в Сухиничах, где был племсовхоз. Отец трудился в руководстве строительной отрасли. Им приходилось много ездить по области, оставляя ребенка одного. Сын рос послушным, можно было не переживать.
– У меня был большой медведь и игрушечное ружье, – вспоминает Вадим Гусаров. – И вот мы с ним играли в войну. Наверное, отсюда эта мечта.
Вадим не менял планы. Он окончил военное авиационное училище в Прибалтике, а после него, в 1988 году, поступил в Военную академию имени Дзержинского. Требовалось пройти психологический отбор. Именно здесь происходит наибольший отсев. Это особая система тестов: вопрос – быстрый и короткий ответ. Вопросов около шестисот. Плюсик означает «да», минус – «нет». Отвечать нужно мгновенно. Спустя какое-то время после того, как тест был завершен, Гусарова вызвали в приемную комиссию. «Скажите, почему на вопрос «Хотите ли вы стать известным артистом?» вы ответили «нет»?» – «А почему я должен был ответить «да»?» – «Ну разве плохо, когда тебя узнают? Нормальные человеческие чувства. Многие ответили «да». А вы – «нет». – «Я действительно никогда никем не хотел стать, только военным».
Его поблагодарили за логичный ответ. Как видно, комиссию он устроил, Гусаров был зачислен и окончил академию в 1992-м… Но тем, кто прошел отбор, предстояло сдавать экзамены: история партии, физика устно, математика устно и письменно.
Письменный экзамен предполагал шесть задач, но одну, на выбор абитуриента, можно было не решать. На оценку это не влияло.– Я уже служил офицером, кое-что подзабыл, но решил все шесть, – рассказывает Вадим Гусаров. – Оценки нам не сообщали. Либо сдаешь следующий экзамен, либо нет. На устный экзамен меня допустили. Значит, думаю, у меня там все хорошо. Захожу. Сидят светила математики. Мне 28-29 лет… Подготовился. Экзаменатор достает мою письменную работу и говорит: «Товарищ капитан, мы допустили вас до устного экзамена, и если вы сейчас сдадите на пятерку, найдете в работе все ошибки, тогда мы поставим вам за нее четыре. Но у вас два».
У Вадима была совершенно правильная логика решений, а ошибки он допустил элементарные. Например, неправильно привел квадратный корень из четырех... Устный ответ вполне устроил известных математиков.
Вадим Гусаров учился на инженерных факультетах девять лет. Технические науки знает отменно. Его специальность связана с контролем ядерного вооружения иностранных государств. Еще он заочно закончил институт ФСБ.
Полковник сейчас пишет книгу для детей по математике. Чтобы заниматься высшей математикой, считает он, нужно всего ничего – понять, что такое первая величина и что такое производная. Чтобы понимать физику, нужно в первую очередь понимать, что такое ядро. Формулы – набор данных с производными. Для химии в первую очередь – таблица Менделеева. Потом ты изучишь, что такое ковалентные связи и прочее. Увы, в школе начинают с формул.
Чувство эмпатии
Мы рассматриваем фотографии, сделанные еще в авиационном училище. Я спрашиваю, какое, по его мнению, самое главное качество, необходимое офицеру. Он отвечает: при всех других достоинствах – эмпатия, иначе – сострадание.Вадим Гусаров показывает мне групповой снимок.– Обладаешь ли ты этим чувством, проверить очень просто. Вот на твоих глазах кто-то упал. Твои действия? Да, ты можешь кого-то жалеть, но при этом ничего не делать. А можешь броситься на помощь. Пусть редко, но в прессу попадали сообщения о том, что на полигоне офицер закрыл собой неразорвавшуюся гранату, чтобы спасти солдат, обучавшихся на полигоне. Он обладал этим чувством.
– Вот мой однокурсник Александр Колосков. Нам, будущим офицерам, внушалось: оружие потерять нельзя. Даже если ты умираешь. По обязательной физподготовке требовалось переплыть бассейн в одежде с вещмешком и автоматом. Александр, такой же крепкий парень, как мы все, начал тонуть. Груз большой. Автомат тянет на дно. Он не бросил его даже когда захлебнулся. Вот что такое менталитет офицера. Такой человек будет, не думая, защищать ребенка.
Такими были все тогдашние сослуживцы Вадима Гусарова.
Фото Георгия Орлова и из личного архива Вадима Гусарова.