Меньше века назад сам Петр Вавилов прописал это растение как отличную кормовую добавку, которая, по его мнению, должна была восстановить послевоенное сельское хозяйство. Главная его опасность в том, что контакт с этим растением может повлечь за собой серьезные химические ожоги. Так что со временем борщевик утратил статус ценной сельскохозяйственной культуры и из Общероссийского классификатора продукции угодил прямиком в «Черную книгу».
Огромный и живучий

А впрочем, нет… Этот библейский воин был побежден всего лишь рогаткой. А борщевик необычайно живучий. И в основном это связано с его мощной репродуктивной способностью. Вообразите: один ствол дает от двадцати до ста тысяч семян!
Бороться с ним трудно еще и потому, что насекомые способствуют его опылению - при всей своей опасности он был и остается медоносом. Потому и пчеловоды во время своих путешествий не брезгуют делать остановки в колониях борщевика. Ведь мед, собранный пчелами с этого растения, считается элитным! Стоит ли говорить, как нервируют пчеловодов химические атаки на полях сражений с борщевиком. Тем не менее борьба продолжается.
- Многие населенные пункты в настоящее время заключили контракты на обработку территорий против борщевика. В том числе она ведется и на полигоне близ Ерденева, который сейчас готовится к рекультивации, - рассказывает заведующий отделом сельского хозяйства района Валерий Богданов.
Правда, отмечает глава администрации Малоярославецкого района Вячеслав Парфёнов, эту работу следовало бы начать раньше. Сейчас борщевик уже в цвету, и это как раз тот самый случай, когда срубаешь одну голову, а вырастает тысяча… Или даже сто тысяч.
Оригинальное решение

За пару-тройку лет топинамбур умудряется восстановить плодородие почв, включая те, что до него были заражены промышленными свалками, химикалиями, радионуклидами и прочей гадостью. Это особенно интересно в свете планов по рекультивации ерденевского полигона, где земляная груша - самое подходящее средство и для избавления от борщевика, и для реанимации земли.
Таким образом, прообраз уиндемских триффидов* не только может быть побежден, но и борьба эта могла бы окупиться, открыв определенные перспективы в аграрном комплексе района. Если, конечно, власти сочтут питерский опыт возможным для применения в здешних условиях. Хотя с 2016 года этот способ уничтожения борщевика уже был внедрен на территории Ленинградской, Московской и Псковской областей.
* Джон Уиндем - английский писатель-фантаст XX века. Один из его романов «День триффидов» повествует о нападении на человечество хищных растений - триффидов.
С переменным успехом
У нас же ежегодная схватка с «триффидами» продолжается путем применения привычного вооружения. Отдельные битвы, может, и выигрываются, но не выигрывается война. Борщевик только на европейской части России успел заполонить собой свыше миллиона гектаров. И успешно оккупирует страны Европы. Как там, в «гешпаниях», нам неизвестно, а у нас распространению «зеленого Геракла» подчас способствует наша извечная бюрократия.
- Так у нас поставлено дело, что сложно порой добиться системного успеха. Скажем, дорожная служба окашивает десятиметровую зону вдоль дорог. Одиннадцатый метр от дороги - уже не их юрисдикция. То же самое касается опушек леса, которые находятся в ведомстве министерства природных ресурсов, - признается Валерий Богданов.
То есть, де-юре районные власти не могут тратить средства на обработку территорий, которые не находятся у них на балансе. А борщевик - растение темное и понятия не имеет, наше оно или министерское. И поэтому ему так хорошо. Так что нынешний сезон, даже с учетом, выражаясь военной лексикой, тактических успехов, тоже вряд ли приведет к успехам, хотя бы оперативным. Не говоря уже о стратегических.
И если вариант с земляной грушей нашим аграриям не подойдет, то, скорее всего, придется искать какие-то новые, более эффективные способы борьбы, чем те, что есть сейчас. Иначе десятки и сотни тысяч рублей так и будут уходить в землю, словно семена борщевика. Но в отличие от последнего эти «посевы» всходов не дадут.
Сам по себе топинамбур (причем и ствол, и клубни) вполне достоин стать частью кормовой базы для животных. И в виде силоса, и в виде сенажа. И качество сала улучшается, и жирность молока увеличивается, считают популяризаторы. Да и на наших кухнях ему найдется место, учитывая, что из него можно приготовить массу вкусностей - от супов до десертов. И есть еще одно крайне важное свойство, замеченное у земляной груши, как называют в простонародии топинамбур. Это настоящее растение-санитар.
Автор новости: Ксения ТОКАРЕВА
Фото автора.