Радиация, опасные инфекции, отравляющие вещества – этих противников порой не разглядеть невооруженным глазом, а радиация и опасные инфекции не имеют ни запаха, ни цвета, ни вкуса. Именно им противостоят войска РХБЗ. С началом пандемии коронавируса, казалось, ожили иллюстрации из учебников по ОБЖ – люди в спецкостюмах и масках, обработка помещений и техники. Сейчас бойцы РХБЗ несут службу в зоне специальной военной операции. Для нашего собеседника Виктора Федоренко, заместителя начальника регионального Управления МЧС, Тамбовское высшее военное командное Краснознаменное училище химической защиты – альма-матер. И сегодня в его ведении обеспечение безопасности области от невидимых угроз.
Уроки COVID
- Виктор Анатольевич, что повлияло на ваш выбор? Почему выбрали войска РХБЗ, а не такие «заметные», как, например, ВДВ или артиллерия?
- В войсках РХБЗ говорят так: «Пока в нас нет нужды, родина может спать спокойно!» Они защищают и в военное, и в мирное время от очень серьезных угроз. Кто, когда началась пандемия COVID, выезжал на помощь даже за рубеж? Войска РХБЗ. Только наши бывшие партнеры об этом быстро забыли.
Наша семья в 90-х годах приехала в Калужскую область из Средней Азии. Я призывался из Кондрова. Поступать собирался в артиллерийское училище в Туле. Когда подавал документы, познакомился с одним офицером. Он рассказал о том, как интересно учиться в Тамбове, в училище химзащиты. Меня предложение заинтересовало. И я не пожалел о своем выборе. Служил в спасательной бригаде МЧС России. Я уже 25 лет в МЧС. Это ведомство в сфере гражданской защиты выполняет часть таких же задач, как и у войск РХБЗ.
- Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
- В ведении подразделений МЧС обработка техники, зданий, сооружений, личного состава от опасных веществ, ведение химической и радиационной разведки. У нас созданы группа РХБ разведки специализированной пожарно-спасательной части, расчеты специальной и санитарной обработки, посты радиационного и химического наблюдения.
Специалисты радиационной, химической и биологической защиты принимают активное участие не только в учениях, тренировках и соревнованиях, но и в ликвидации реальных аварий и их последствий.
- Многие узнали о существовании таких подразделений МЧС, когда началась пандемия.
- Пандемия COVID оказалась для нас проверкой в условиях реальной биологической угрозы. В регионе было создано несколько групп, которые круглосуточно дежурили в Калуге, Людинове, в медицинских учреждениях, куда поступали больные. Были установлены передвижные модули для обработки медперсонала, вещей, транспорта. Мы выезжали по заявкам минздрава области, других ведомств и структур. Обрабатывали помещения, даже такие большие, как железнодорожный вокзал в Калуге. Порядка двух лет наши люди, наша техника работали вместе с врачами.
- Какие уроки преподнес COVID?
- Он научил работать быстро и слаженно с другими ведомствами. Не скрою, первые дни были горячими. Но нам удалось оперативно все организовать. В больницы стали поступать люди, надо было обрабатывать вещи, транспорт. Алгоритм работы в подобных ситуациях у нас есть.
Надейся на лучшее, готовься к худшему
- А приходилось ли вашим сотрудникам ликвидировать техногенные аварии?
- Конечно. Последнее серьезное происшествие было 15 декабря прошлого года. Тогда на трассе М-3 «Украина» в аварию попала автоцистерна, перево-зившая аммиак. Емкость разгерметизировалась, произошел выброс опасного вещества. Наши специалисты смогли ликвидировать последствия аварии. Никто из местных жителей не пострадал. Для работы в подобных ЧС наши пожарно-спасательные части имеют на вооружении костюмы химзащиты Л-1, аппараты для защиты дыхания. В случае с разливами аммиака распыляют воду, чтобы создать завесу из мельчайших капель и разбавить это вещество до безопасных концентраций. Регулярно отрабатываем подобные сценарии на учениях, поскольку по нашим трассам перевозят немало опасных грузов.
- Много на территории области происходит подобных ЧП?
- К счастью, нет. Приезжая к нам, гости области видят баннер «Благословенная Калужская земля». Он не случайно появился. Я 15 лет работаю в МЧС в Калужской области. В других регионах по сравнению с Калужским на порядок больше опасных производств, происшествий, связанных с выбросами опасных веществ.
В МЧС России совершенствуется нормативно-правовая база, внедряются перспективные подходы к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты. Ведутся методическое руководство и техническое регулирование в области радиационной, химической и биологической защиты населения.
Стараемся знакомить людей с нашей работой. К примеру, в Калуге, в район «Торгового квартала», выезжает группа со специальным мобильным поддоном для обработки транспорта. Такой в области есть только у нас.
Водители личных авто заезжают, мы можем обработать их машины и рассказать о средствах гражданской защиты. А дальше «сарафанное радио» и соцсети работают хорошо.
- Что бы пожелали своим коллегам в дни юбилея войск РХБЗ?
- Желаю мира, здоровья, добра. Много коллег сейчас выполняют задачи на СВО, несут службу на Запорожской АЭС и других объектах.
- Сейчас в СМИ много пишут о биолабораториях, созданных в сопредельных недружественных государствах. Насколько актуальны вопросы биологической безопасности?
- Мы всегда готовимся к развитию событий по худшему сценарию. В регионах действует сеть наблюдений и лабораторного контроля. Это цепочки, куда входит наше Управление МЧС, Роспотребнадзор, Росгидромет и т.д. Постоянно мониторим ситуацию, проводим совместные учения. В 2013 году мы получили автомобили для радиационной и химической разведки по чернобыльской программе. Во всех пожарно-спасательных частях, которые находятся в пострадавших районах, ведется дозиметрический контроль воздуха. Данные в режиме реального времени выводятся на табло на зданиях ПСЧ. Хочу отметить, что уровень радиации на этих территориях даже ниже, чем в Калуге, и в области не превышает допустимых значений.
- Мы всегда готовимся к развитию событий по худшему сценарию. В регионах действует сеть наблюдений и лабораторного контроля. Это цепочки, куда входит наше Управление МЧС, Роспотребнадзор, Росгидромет и т.д. Постоянно мониторим ситуацию, проводим совместные учения. В 2013 году мы получили автомобили для радиационной и химической разведки по чернобыльской программе. Во всех пожарно-спасательных частях, которые находятся в пострадавших районах, ведется дозиметрический контроль воздуха. Данные в режиме реального времени выводятся на табло на зданиях ПСЧ. Хочу отметить, что уровень радиации на этих территориях даже ниже, чем в Калуге, и в области не превышает допустимых значений.
Cправка
Войска РХБЗ — это специальные войска, предназначенные для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь соединений и объединений сухопутных войск от опасностей радиационного, химического и биологического характера.
Впервые химические войска появились во время Первой мировой войны, когда были применены отравляющие вещества и зажигательные средства.
Цифры
За период пандемии с 2020 года группами специальной и санитарной обработки ГУ МЧС России по Калужской области проведена дезинфекция:
> 300 административных и хозяйственных зданий общей площадью 695 тыс. кв. м;
2,9 тыс. единиц техники;
>130 тыс. человек медицинского персонала.
Беседовала Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Калужской области.