По традиции в преддверии очередной годовщины издания мы заглянули в старые подшивки и посмотрели, о чем писали калужские журналисты в те далекие времена. Предлагаем вам самые интересные находки.*
Ответ императора
«При воцарении Императора Александра Павловича дворянство Калужской губернии, побуждаемое признательностью к благотворениям Монарха, определило внести единовременно пятидесятитысячный капитал в Калужский Приказ Общественного Призрения с тем, чтобы на получаемые с него проценты содержать в Калужском дворянском пансионе столько детей бедных дворян, сколько позволят проценты, получаемые с пятидесяти тысяч.На это предложение согласилось дворянство всех уездов Калужской губернии, исключая Мещовского. Оно положило воздвигнуть в честь Государя монумент в Мещовске, о чем и было доведено Калужским Губернатором до сведения Его Величества.
Император Александр выразил свою волю в следующем рескрипте, данном на имя Калужского Губернатора.
«Господин Действительный Статский Советник, Калужский Гражданский Губернатор Лопухин!
Усмотря из донесения вашего о расположении Калужского дворянства составить пятидесятитысячный капитал для содержания процентами оного в главном народном училище соразмерного числа неимущего благородного юношества, поручаю вам изъявить собранию дворянства за подвиг сей мою истинную признательность и уверить его, что средство, избранное им в доказательство его усердия, столько же делает чести его просвещению, как и благотворительным его видам.
Искренне сожалею, что не могу сказать того же о намерении Мещовского уезда дворянства. Я привык и считаю Себе долгом на все взирать по отношению к общей пользе, а никакое личное приношение не может быть приятно, если оно с великим и единственным Моим предположением не имеет близкой связи.
Если бы Я и заслужил памятник, от чего однако считаю себя далеким, Я бы конечно желал иметь его в чувстве людей облаготворенных, а не в хладном мраморе, редко говорящем сердцу.
Будьте истолкователем сих моих правил Мещовского уезда дворянству и уверьте его, что усердие его ко мне драгоценно, но жертвы им приносимой Я не приемлю».
(«КГВ» №27 от 2 июля 1849 года)
Погрозили за волокиту
«О своевременном доставлении ведомостей о справочных ценах на хлеб, фураж и прочее. Губернское правление, не получив от некоторых мест здешней губернии следующих на сей январь месяц ведомостей о справочных ценах на хлеб, фураж и прочее, определило: известить все по губернии подчиненные ему места, чтобы на будущее время срочные сведения доставляли своевременно. В противном случае кроме посылки нарочных за сими сведениями на счет виновных полагаемо будет сообразно упущениям их законное взыскание».(«КГВ» №3 от 22 января 1838 года)
Пополнение для армии
«Воспитанных в пансионе, при доме Главного Народного училища в Калуге заведенном, дворянских детей отправить, тех, кои пожелали в гвардию, поровну в каждый из трех пехотных полков для определения их в унтер-офицеры, а прочих в те армейские полки, которые они сами для себя назначили, в портупей-прапорщики; Тюникова же вместо кавалергардского корпуса в конный полк, выдав каждому из них по двадцати пяти рублей».(«КГВ» №26 от 25 июня 1849 года)
Памяти павших воинов
«В городе Перемышле 20 минувшего ноября образован подотдел комитета по увековечиванию памяти русских воинов сухопутной армии, павших на войне 1904-1905 г.г. В состав подотдела вступило 15 лиц. Председателем избран уездный предводитель дворянства Н.С. Кашкин».(«КГВ» №140 от 31 декабря 1909 года)
В поисках новостей
«Редакция неофициальной части «Калужских Губернских Ведомостей», озабочиваясь возможным расширением существующего в ней отдела хроники повседневных событий, с целью придать этому единственному в губернии местному органу печати больший интерес среди читателей, покорнейше просит лиц, стоящих во главе правительственных, общественных и частных учреждений, а также благотворительных, ученых, просветительных и др. обществ, находящихся в г. Калуге и ее уездах, не отказать сообщением ей о всех происходящих и имеющих произойти случаях и фактах, представляющих собою выдающееся общественное значение и интерес».(«КГВ» №1 от 4 января 1903 года)
Отвага на пожаре
«18-го минувшего сентября в 10 часов пополудни в городе Калуге загорелся дом мещанки Матрены Билибиной и при сильном ветре в самое короткое время объяты были пламенем надворные здания трех соседних домов; но быстрые действия прибывшей немедленно пожарной команды не дали распространиться пожару. Господа Частные Приставы: правящий должность Полицмейстера Алексеев и Охочинский, ограждая с обоих сторон от пламени незагоревшиеся еще строения, успели отломать постройки, соединенные с теми, которые уже сделались жертвою огня, и этим единственно спасли многие дома и имущество граждан. Беспрерывным же действием заливных труб охранены от пожара находящиеся на противоположных сторонах улицы здания, которых огонь почти касался и был так силен, что могли с великим трудом работать люди, будучи беспрестанно обливаемы водой.Гражданский Губернатор был очевидцем столь отличного действия как Частных Приставов, так и других Полицейских Чиновников, приятным себе долгом поставляет изъявить им полную свою благодарность. Брандмейстеру же, в особенности его помощнику и пожарной команде, отдавая совершенную похвалу, надеется, что они усугубят старания отличать себя и впредь подобною быстротою действий».
(«КГВ» №40 от 4 октября 1841 года)
Театральная афиша
«В четверг «Madame Sans-gene» выдержала на нашей сцене вот уже 3 представление, что для Калуги большая редкость. Прекрасная исполнительница бесцеремонной дамы – госпожа Васильева и на этот раз не оставляла желать ничего лучшего. Г. Новиков (Фуше) и г. Дара-Владимиров (Лефевр) провели свои роли еще с большим успехом, чем прежде. За болезнью г. Белина-Белиновича роль Наполеона исполнил г. Панормов-Сокольский. Начав настолько хорошо, что даже несоответствие его фигуры и грима не мешали полной иллюзии, артист вскоре заставил зрителя разочароваться, как только впал в сентиментальный тон при объяснении с герцогинею Данцигскою. С этого момента не было уже на сцене Наполеона, а только г. Панормов-Сокольский с его обычными приемами и интонациями».(«КГВ» №146 от 30 декабря 1895 года)
* Орфография и пунктуация сохранены.
Подготовил Алексей ГОРЮНОВ. Фото Георгия ОРЛОВА.